Константин Эдуардович Циолковский. Какой тип школы желателен
Вашему вниманию фрагмент статьи К.Э. Циолковского 1918 года, воспроизведённый по машинописи с автографом (Архив РАН: Фонд №555, Опись 1, Дело № 386). В сентябре сразу две даты, связанные с Константином Эдуардовичем. Он родился 5 сентября 1857 года по старому стилю и окончил свой земной путь 19 сентября 1935 года. С полным текстом статьи, как и множеством других трудов великого русского философа-космиста можно ознакомиться на сайте «Космическая философия» (представлено более 210 работ).
Настоящая школа должна бы быть общежитием, окружённым возделанной землёй: садами и полями. Труд физический должен чередоваться с умственным, искусство жизни с наукой. Земледелие и ремесло послужили началом наук и искусств. Пусть также будет и в школе.
Лето посвящается земледелию и часу, другому научных бесед. К осени немного самых простых ремёсел, близких к потребностям учащихся и 2, 3 часа науки ежедневно. Зимой — то же, все в очень умеренной степени, чтобы не надорвать молодых сил. Отсутствие насилия, страха, угроз, наказаний, угрюмого настроения есть показатель того, что всё идёт благополучно.
Жизнь обществом по необходимости возбудит и социальные вопросы. Учителя их поднимут и будут решать практически и теоретически. Много лекций будет посвящено социологическим опытам. Ремесла будут живым основателем технологии, земледелие и садоводство — таким же основанием биологии. Вся жизнь будет основанием науки. Строгой системы в преподавание не нужно: надо, напротив, пользоваться настроением, обстоятельствами и желаниями. Однако в общем, как учителя, так и учащиеся должны, в конце концов, расположить свои знания в систематическом порядке. Порядок этот состоит в движении науки от простого к сложному.
ШКОЛА
Главная цель школы — научится жить: т.е. уметь добывать необходимое для жизни, знать наиболее разумные общественные отношения, понимать лучшее социальное устройство, быть гражданином. Остальное все усваивается по силам, способностям и желаниям каждого.
Система наук для кого бы то ни было, для школы всякой системы располагается так:
А. Основы мышления: время, пространство, материя и чувствительность (приятное и неприятное, горе и радость).
Б. Математика или логика, проницающая все науки от начала до конца.
В. Науки общие.
- Протяжение или геометрия.
- О силах, равновесии и движении, или механика. Сюда, напр. относится учение о жидкостях, газах, звуке.
- Теплота.
- Свет.
- Магнетизм.
- Электричество.
- Химия.
- Радиология.
- Биология.
- Человек и его свойства.
- Социология.
Описательные науки.
- Наука, касающаяся земного шара.
- Астрономия.
- Прошедшее человека или история.
- Возможное будущее.
Е. Науки жизни — искусства.
Ремесла и науки технические, например: металлургия, медицина, пение, музыка, танцы и т.д.
Математика, геометрия, механика, физика, химия, радиология, биология, наука о человеке, описательные науки, ремесла, искусство — все это должно проходится параллельно, чтобы возбуждать живой интерес.
Все же главным основанием должна быть система общих наук, вокруг же них должны ютится прикладная наука, описательные и технические. Необходимо опытное знакомство со всякими орудиями, инструментами, машинами, измерительными приборами и т.д., т.е. надо показать всю силу, величие и пользу индустрии.
Каждый курс должен быть целиком, но величина его может быть очень разнообразна. Напр. в низших курсах математика ограничивается арифметикой, проходят начало механики, физики и т.д. Это зависит от желания и дарования учащегося. Одни проходят краткий цикл всех отделов знаний, другие обширный.
Можно принять 3, 4 хоть десять циклов разной трудности.
Учить может всякий желающий, нашедший учеников. Если плоды от учения дурные: ученики делают преступления, становятся хуже, не выносятся людьми, то учение такое должно пресекаться. Сами ученики будут переходить к более одарённому учителю. Дурные же плоды от школы будут преследоваться судами и могут ограничить свободу учителя и учеников. Так что дурная школа невозможна: она сама себя убьёт. И наоборот, при добрых плодах, которые видны из жизни, учение должно поощряться. У учителя должно быть право удалять нежелательных для него учеников временно или навсегда, у ученика — право слушать и уходить от учителя по желанию.
Надо дать как можно больше свободы и самодеятельности как учащим, так и их ученикам.
Все описанное мало осуществимо и представляет далёкий идеал.
В жизни, в особенности в настоящее трудное время (июнь, 1918 г.) приходится начинать с другого.
Конечно, наиболее доступны для большинства, да и более всего необходимые науки жизни: ремесла, искусства, техническое и специальное значение. Это труд обязательный — для детей в небольшом объёме, а для взрослых в течение 4-8 часов. Каждый может ограничиться этим. Более даровитые в умственном отношении проходят описательные науки не очень глубоко. Ещё более даровитые — курс низшей школы, а если могут и желают — средний и высший.
Творческая деятельность не может быть предметом школы, но орудия и благоприятные условия для неё могут поставляться обществом.