Геннадий Николаевич Остриков. К методу игрового применения видоизменённого архетипа трикстера

(статья опубликована: Остриков Г.Н. К методу игрового применения видоизменённого архетипа трикстера // STUDIUM — 2020: Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. А.В. Воробьёва; Сост. Т.Ю. Денисова. М.: Издатель Воробьев А.В., 2020. C. 38–44. ISBN 978–5–93883–443–9)

Аннотация: На основании случаев из практики клинической психологии представлена рекомендация по осуществлению терапии авторским методом игрового применения видоизменённого архетипа трикстера.

Ключевые слова: трикстер, видоизменённый архетип, архетип, игра-представление, психотерапия, клиническая психология, аналитическая психология, типологический образ, мифологическое мышление, Йохан Хёйзинга, Карл Густав Юнг, Дмитрий Гаврилов.

Суть «метода игрового применения видоизменённого архетипа» была изложена нами ранее тезисно[1], и поэтому в данном обзоре мы несколько проясним саму технику подхода в процессе терапии этим методом. Она опирается на учение Карла Густава Юнга об архетипах, и, главным образом об «архетипах видоизменённых», которые приобрели осознаваемые формы и передаются с помощью традиционного обучения при транслировании коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном[2].

Из «видоизменённых архетипов» нам представляется наиболее действенным в нашей практике прообраз трикстера, основные черты которого рассмотрены отечественным исследователем Д.А. Гавриловым уже довольно давно[3]. По одному из семи главных выявленных им на основании анализа мифологических и фольклорных источников признаков — шестому: «Трикстер — оборотень, перевёртыш, игрок, иллюзионист, мистификатор — для него не существует привычного понятия о жизни и смерти, потому что игра каждый раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Трикстер не всегда выходит победителем из затеянной игры и может попасть впросак, оказаться жертвой собственной хитрости, если созданная им иллюзия (например, Силы или Правды) не убедительна».

Игру-представление рассмотрел Йохан Хёйзинга. И это ещё один полезный источник, к которому мы постоянно обращаемся в нашей практике[4]. И теперь непосредственно к ней!

Пациент Руслан Д., 27 лет. Инвалид второй группы, диагноз: детский церебральный паралич. Обратился по поводу склонности к игромании. Проиграл значительную сумму денег. Имел долг перед букмекером, угрожавшим ему насилием в случае неуплаты долга.

Объективно: эскалация неврастенического невроза на фоне сильного внешнего раздражителя.

На первом приеме разъяснено, что сама по себе игромания, подобно ректальному кровотечению, не является самостоятельным заболеванием, а лишь следствием более глубокого расстройства, корни которого вероятнее всего скрываются в выборе патологического паттерна социализации. В процессе диагностической беседы пациент показал, что действительно, из-за осознания собственной неполноценности пытался ощутить себя важным членом общества. В качестве паттерна выбрал себе поведение «крутых парней» из западных боевиков и детективов.

Была назначена общеуспокаивающая физиотерапия, стандартно назначаемая при неврастенических расстройствах. В процессе проведения сеанса физиотерапии, пациенту была показана патологичность выбранного им паттерна, и было предложено «разыграть» другой паттерн. На стандартный и прогнозируемый вопрос, — какой? — пациенту было разъяснено, что мы не можем ему этот паттерн указать, но можем помочь и научить тому, как этот паттерн найти и реализовать самостоятельно. Пациент согласился.

Далее пациенту было предложено читать книгу Д.А. Гаврилова «Трикстер. Лицедей в евразийском фольклоре». Причем указано как важное, что читать эту работу следует обязательно вслух и перевернув книгу вверх ногами. Последние рекомендации взяты нами из опыта нейропсихологических методов восстановления ЦНС (центральной нервной системы) в случае травматической энцефалопатии и направлены на ускорение нейроподвижности корковой зоны ЦНС и установления новых нейронных связей. Также было рекомендовано записывать от руки (что при ДЦП бывает очень не просто) возникающие при чтении мысли.

Пациент начал чтение с трёх-пяти страниц в день с дальнейшим доведением прочитанного до десяти-пятнадцати страниц. Записанные им мысли разбирались с психотерапевтом и соотносились с текстом книги, выявляя ассоциативные цепочки, возникающие в сознании. В дальнейшем было добавлено записывание возникающих эмоций, которые также разбирались на сеансах психотерапии.

Архетипы культурных героев и трикстеров, как явления коллективного бессознательного, ярко представленные в монографиях и статьях Д.А. Гаврилова, находили резонансные отклики в сознании пациента. Эмотивно окрашенные образы персонажей русских былин, мифов Древней Греции и скандинавской мифологии разрушали устоявшиеся психологические границы и барьеры, навязанные современным обществом. Чтение по методу нейропсихологии формировало в мозгу новые нейронные связи, возбуждало новые цепочки. Процесс «разыгрывания» со стороны пациента в данной ситуации представлялся как выполнение нестандартных действий, позитивно влияющих на улучшение физических процессов проистекающих в корковой зоне ЦНС, и, как следствие, лучшего и более устойчивого индуцирования новых паттернов, т.е. достижения первоначально поставленной задачи.

Особенно сильный отклик в сознании пациента нашли образы эпических героев, которые сами либо от рождения, либо в результате каких-то деяний и приобретений, были лишены физической полноценности. Однако её отсутствие не мешало им совершать множество громких и славных подвигов или трюков, в зависимости от того, в какой ипостаси они выступали.

«4. Трикстер — господин многих искусств, мастер на все руки, иногда спутник культурного героя или сам культурный герой, его проводник или его тень, тот, кто проверяет претензии героя на Силу и Власть. Он добытчик знаний через нарушение социального (табу) или космогонического запрета, инициатор действия в пространстве мифа»[5].

Илья Муромец, былинный богатырь, тридцать три года «просидевший на печи», вдруг встал и совершил немало подвигов. При этом он, впрочем, поломал огромное количество морально-этических устоев и правил, установленных в обществе (подобно трикстеру Локи был, по сути, заточён в хтоническом мире, хотя, с другой стороны, это уж как посмотреть, напротив, выступал за сохранение архаического обычая)[6]. Культурный герой, но в то же время и трикстер, скандинавского эпоса Один сам лишил себя глаза ради обретения «мёда поэзии»[7]. Хромые кузнецы Вёлунд и Гефест обладали великим могуществом, несмотря на свои увечья. Последний, по одной из версий мифов, был хромым от рождения (по другой же его низвергли с Олимпа, это хтонический бог поколения, предшествующего тем, что захватили власть)[8].

В результате проведенной работы пациент принял для себя образ «игреца-трикстера» как новый, здоровый паттерн интеграции в общество. Злодей-букмекер, угрожавший расправой в начале истории, превратился в гуманиста-филантропа и простил нашему пациенту долг со словами, — с каждым может случиться. Пациент обрёл хорошую работу в одном из офисов Москва-Сити, приобрёл славу креативно мыслящего индивида и начал иметь успех у женщин.

Следует также отметить, что с нашей стороны тоже была применена схема розыгрыша-представления, проделанная для наилучшего усвоения пациентом паттерна и роли «игреца-трикстера». Так, например, на очередной приём психолог явился в изодранных джинсах и долго, задумчиво гонял один и тот же сложный риф на старенькой электрогитаре Gibson les paul studio, сильно не вязавшейся с его 120-ти килограммовой фигурой. На немой вопрос пациента, было разъяснено, что это есть хороший способ индуцировать вербализацию смутных, неясных образов сознания.

С подобной игрой-представлением со стороны психолога связаны также другие интересные моменты индуцирования позитивной работы. Приведём ещё один пример.

Пациентка Мария Д. 39 лет. Обратилась по поводу присутствия некоторых навязчивых состояний, от которых хотела бы избавиться.

Обстоятельства сложились так, что психолог задержался в дороге и не успел привести себя в порядок (переодеться) перед приёмом. Пациентка увидела картину, в двух словах описываемую как «Deep purple уехал, а один остался». Длинные волосы с сединой, солнечные очки-авиаторы, косая кожа, потёртые джинсы и мотоциклетные сапоги это то, что пациентка восприняла при первом контакте. «О! Вот, Вы-то мне и нужны! Вы точно сможете мне помочь!» — была её первая фраза. Рапорт был установлен до установления вербального контакта — идеальная ситуация.

После тщательного анализа представленной пациенткой картины её проблем, была диагностирована психастеноидная психопатия — одна из наиболее сложных (коллеги поймут) форм неврозов. Донести что-то рационально в подобных случаях почти невозможно. Когнитивно-поведенческий метод терапии тоже едва ли сработает. Нами сразу было предложено обратиться к чтению той же книги Д.А. Гаврилова «Трикстер. Лицедей в евразийском фольклоре». Читать, как и в первом примере, предлагалось вслух и перевернув книгу вверх ногами. Так же, как и в первом примере, было предложено записывать возникающие во время чтения мысли и эмоции. Далее, в процессе психотерапевтических консультаций, были разобраны связи, возникающие между мыслями, эмоциями и текстом книги. Также был объяснён принцип «игры-представления» по Йохану Хёйзинге.

Образы трикстеров — Локи из скандинавской мифологии и Гермеса[9] (а также и его потомков Автолика и Одиссея) из мифов Древней Греции нашли позитивный отклик и резонанс в сознании пациентки. Как результат, она сумела самостоятельно «разыграть» ситуацию с имевшимися у неё проблемами и людьми, их создававшими.

На основании практического опыта мы считаем наш авторский «метод игрового применения видоизменённого архетипа» апробированным и предлагаем заинтересовавшимся коллегам обращаться непосредственно к нам за дополнительными разъяснениями.

Литература

Гаврилов Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре / Кафедра истории социально-политических учений, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Социально-политическая мысль, 2006.
Гаврилов Д.А. Трюкач, Лицедей, Игрок. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре. М.: Ганга, ИЦ «Слава!», 2009.
Остриков Г.Н. Роль игреца-трикстера в клинической психологии // STUDIUM — 2019: Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. А.В. Воробьёва; Сост. Т.Ю. Денисова. М.: Издатель Воробьев А.В., 2019. С. 71–77.
Хейзинга Й. Homo ludens. «Человек играющий»: Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

Об авторе: Остриков Геннадий Николаевич. Родился в 1971 году в г. Москва. С 1988 по 1996 проходил обучение в Московском авиационном институте по специальности «Стартовые космические установки и разгонные блоки». В 2004 году окончил Институт государственного администрирования по специальности «Психология», с 2009 по 2010 получил дополнительное профессиональное образование в МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Клиническая психология». Практикующий клинический психолог.


[1] Остриков Г.Н. Роль игреца-трикстера в клинической психологии // STUDIUM — 2019: Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. А.В. Воробьёва; Сост. Т.Ю. Денисова. М.: Издатель Воробьев А.В., 2019. С. 71–77.

[2] Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

[3] См. например: Гаврилов Д.А. К определению трикстера и его значимости в социокультурной реальности // «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы». Первая Всеросcийская научная конференция, 15 мая 2006 г. [материалы] / Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. Омск: СИБИТ, ИПЭК, СРШБ (колледж), 2006. C. 359–368.

[4] Хейзинга Й. Homo ludens. «Человек играющий»: Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997.

[5] Гаврилов Д.А. О функциональной роли Трикстера. Локи и Один как эддические трикстеры // Вестник Традиционной Культуры: статьи и документы / Под ред. докт. филос. наук Наговицына А.Е., М., 2005. №3. С. 33–59.

[6] Гаврилов Д.А. Трюкач, Лицедей, Игрок. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре. М.: Ганга, ИЦ «Слава!», 2009. С. 187–208.

[7] Гаврилов Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре / Кафедра истории социально-политических учений, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Социально-политическая мысль, 2006. C. 33–65.

[8] Гаврилов Д.А. НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. М.: Социально-политическая мысль, 2006. С. 190–207.

[9] Гаврилов Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре / Кафедра истории социально-политических учений, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Социально-политическая мысль, 2006. C. 109–145. См. также: Гаврилов Дмитрий. Царь-трикстер Одиссей // «Порог», ежем. журнал. 2006. № 5 (132). С. 1–5; Гаврилов Дмитрий. Царь трикстеров Одиссей // «Реальный мир», ежем. журнал. 2006. № 1, 2006, С. 198–210.