А.А. Рыжкин. О философии техники (из вступления к книге И.А. Негодаева «Философия техники», 1997)

Высшая школа призвана готовить специалистов, соответствующих реалиям сегодняшнего времени и запросам ХХI века. Ускоряющиеся темпы развития всех областей человеческой деятельности предъявляют особые требования к высшему образованию. Но что такое образование? Парадоксальный ответ на этот вопрос дал знаменитый физик-теоретик Вернер Гейзенберг. «Образование, — говорил он в одной из своих речей, — это то, что остаётся, когда забыли всё, чему учились». Парадокс этого ответа лишь мнимый и имеет глубокий смысл. Раскрывая его, Гейзенберг далее говорил: «Образование, если угодно, — это яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющие всю нашу последующую жизнь. Это не только блеск юности, естественно присущий тем временам, но и свет, исходящий от занятия чем-то значительным». Следовательно, образование — это нечто большее, чем усвоение определенной для данного специалиста суммы знаний. Это некоторая матрица всей дальнейшей жизнедеятельности человека.

Действительно, образование — это обучение и воспитание. Каждая их этих составляющих процесса образования, т.е. создания образа специалиста, имеет свои функции. Образование — вооружить будущих специалистов профессиональной суммой знаний и научить творчески усваивать в дальнейшем новые знания. Воспитание — формирование гражданина, личности. Однако выполнение этих различных функций невозможно без единства обучения и воспитания. Они как два магдебургских полушария немыслимы друг без друга. Лишь когда обучение не сводится исключительно к усвоению определенной суммы чисто профессиональных знаний, но несет и воспитательный заряд, а воспитание реализуется на фоне обучения, вырабатывая духовные качества личности, в том числе ее профессиональную этику, возможно формирование не только узкого специалиста, но и иинтеллигента и гражданина, сочетающего определенный массив знаний с культурой в самом широком значении этого слова. Именно культура является фоном соединения обучения и воспитания — формирования человеком самого себя, создания своего образа, организацию cвоего характера.

Что же составляет культуру инженера? Основоположники российской пианистической школы, получившей мировую признательность, формулировали три задачи подготовки в консерватории: воспитать человека, музыканта и пианиста. По аналогии с подготовкой пианистов (а эта аналогия вполне уместна поскольку труд и пианиста, и инженера имеет творческий характер) можно утверждать, что при образовании инженеров нужно решить три задачи. Первая — воспитать будущего специалиста как человека — его самосознание, политическую ориентацию, нравственность, эстетическую восприимчивость красоты человека и природы, дисциплину и ответственность, гармонию его духа и тела. Вторая — обучить его как инженера, т.е. как творческую личность ( инженер от лат. ingeniare — творить), обладающей солидной гуманитарной, математической, естественнонаучной и общеинженерной подготовкой. Третья — подготовить инженера-специалиста — информатика или автоматчика, сварщика или прибориста и т.д.

Гармония воздействия гуманитарных, естественнонаучных, общетехнических и профилирующих кафедр на подготовку инженера — задача технических университетов. В весьма сложных условиях демократизации нашего общества и становления рыночных отношений технические университеты призваны дать универсальное, то есть всестороннее образование инженеров огромного и все увеличивающегося спектра специальностей и специализацией. Во всесторонности образования, по нашему мнению, смысл преобразования ряда технических институтов в технические университеты. Усвоив традиции классических университетов, технические университеты должны соединить обучения и воспитание в единый процесс образования современного инженера. Более того : преобразование ряда институтов в университеты — технического, педагогического, медицинского и аграрного направлений — стало организационной основой интеграции образования, науки и культуры. Решается задача уравнять эти фундаментальные составляющие университетской триады.

Решение этой задачи, в большой степени влияющей на будущее человеческого общества в наступающей информационной цивилизации, предполагает не подготовку инженеров-технократов, замыкающихся в скорлупу своих узко профессиональных интересов и не видящих ничего дальше чертежей, экспериментов и моделей, математических формул и технических расчетов, а людей наступающего нового времени, глубоко эрудированных специалистов, сочетающих технические знания с широким культурным кругозором. Культурное развитие инженера в сочетании с его профессиональными качествами позволяет ему осознать, что любая техническая проблема не ограничивается решением технических и технологических задач. Она имеет социальные, экономические, экологические, нравственные, эстетические аспекты. Поэтому ныне нужны не напичканные инженерной грамотностью технократы, а широко образованные люди, способные ориентироваться в бурном и противоречивом мире, осознавать ответственность за свои действия как перед своей совестью, так и перед обществом. Другими словами, теперешнему обществу нужны инженеры-интеллигенты. Работа высших технических учебных заведений нашей страны в должной мере не обеспечивает того образования, которое требует жизнь. Во многом это зависит от профессорско-преподавательского состава, который подчас не учитывает, что не только мы призваны совершенствовать образовательный процесс, но и образовательный процесс перестраивает нас, требует непрерывного повышения квалификации преподавателей — овладения ими последними достижениями науки, техники, культуры, компьютерной грамотностью, иностранными языками и гуманитарным знанием. Без этого непременного условия невозможен высококачественный процесс образования. В результате молодой специалист часто является интеллигентом по диплому или должности, но не становится им по существу, как личность.

Правда, редко какое-либо общество было удовлетворено системой образования. Это справедливо особенно сейчас, когда классическая модель образования фактически себя исчерпала. Ныне все явственнее намечается тенденция обучения не знанию, а мышлению, реформирования общекультурного ядра высшего технического образования, осознания того, что инженер не может добиться серьезных достижений в своей технической деятельности, если он слабо ориентирован в других областях человеческой жизнедеятельности.

Чтобы подготовить инженера не только как специалиста, но и как личность, видимо, нужно в процессе его образования выйти за рамки узко профессиональных технических знаний. Как художник смотрит на созданный им шедевр на расстоянии, так и инженер должен оценивать свои действия в другом ракурсе. Такое другое, как бы стороннее видение смысла инженерной деятельности дает ее философское осмысление.

Подобное осмысление призвана дать специальная отрасль философского знания, получившая название философии техники. Именно она рассматривает инженерную деятельность и ее объект — технику на фоне широкого спектра человеческих ценностей…

Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор А.А. Рыжкин