30 лет первому научному упоминанию об универсальном языке Диал
Всю вторую половину XX века в разных странах, включая СССР, создавались и апробировались уникальные методы развития творческих способностей человека, как эвристические [1], так и вполне алгоритмические (например, ТРИЗ — теория решения изобретательских задач). А в сентябре 1990 года группа советских разработчиков проинформировала научное сообщество об успешных экспериментах по обучению взрослых и детей универсальному языку, получившему название Диал [2], языку основанному, с одной стороны, на принципах диалектики Гегеля, а с другой — на принципах теории симметрии.
Согласно диалектической логике на новом витке спирали развития должно произойти обновление. Раскрученная Теория решения изобретательских задач стала постепенно заложницей избыточности информации, улучшений и дополнений, а эвристические методы не претендовали на всеобщность. Между тем ещё Уильям Оккам, монах-францисканец, где-то на рубеже XIII–XIV веков прославился афоризмом: «Сущности не следует умножать без необходимости», или же дословно — «Незачем делать посредством многого то, что можно сделать посредством немногого».
Диал есть дерзкая попытка вернуться к максиме, которую приписывают Клоду Гельвецию: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание многих фактов», и, соответственно, к диалектике как системному видению мира! Собственно поэтому язык Диал позволяет усваивать даже самые абстрактные понятия современного знания.
Первая «публикация» и выступление на XXV Циолковских чтениях состоялись во многом благодаря тому, что в ноябре 1989 разработчики получили приглашение от директора Института социальной информатики АОН А.Д. Урсула и ведущего сотрудника ИФ АН СССР В.В. Казютинского, участвовать с докладами о своей предшествующей многолетней деятельности на этом поприще. Основоположником языка Диал следует назвать канд. физ.-мат. наук В.В. Куликова, который уже в начале 1980-х набирал первые экспериментальные группы, после того, как прояснилась супероператорная структура будущего универсального языка. В дальнейшем с середины 1980-х его соразработчиками стали канд. физ.-мат. наук С.В. Ёлкин и канд. филос. наук Д.А. Гаврилов, участники тех первых групп, продолжившие эксперимент в последующую четверть века (см. фотографию с заседания секции «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса» из архива Д.А. Гаврилова / 14.09.1990, Калуга).
Разработчики исходили из того, что если бы удалось четко связать диалектическую логику с аристотелевой «обычной» логикой, это был бы уникальный инструмент «сильного» мышления, язык производства бесконечных открытий и изобретений на каждом шагу во всех областях.
Валентин Викторович Куликов отмечал: «Основное положение диалектики, её “универсальное уравнение” или “единый закон” состоит в том, что каждый объект изучения, каким бы он ни был, выступает в виде противоположностей, причем именно единство этих противоположностей (противоречие) составляет саму суть объекта. Универсальность этого закона, применимость ко “всему и вся” естественным образом приводит к его рекурсивности, применимости к самому же себе. Утверждаемое единство противоположностей приводит к своей собственной противоположности, к различию-противоположению. Противоположности не только едины, но и различны, а именно “противоположны”. Тем самым возникает универсальное “порождающее правило” для понятий, знаменитый “метод триад” Гегеля. Продолженный рекурсивно в бесконечность, он порождает саму систему, объемлющую весь мир… Радикальная, революционно рушащая все устои, система Гегеля не была понята его современниками. Не понята она большинством ученых и до сих пор, более чем 180 лет спустя. Немалую роль сыграло в этом кажущееся “нарушение законов логики”, той самой логики, которую творец Аристотель как раз и вывел, опираясь на диалектику, знатоком и приверженцем которой он был. Хотя Гегель и показал со всей ясностью, что формальная (аристотелева) логика является неотъемлемой частью диалектики и выводится из неё, утверждение диалектикой наличия противоречий в мире, напрочь отрицаемое так называемыми “аксиомами” логики, поставило на ней крест для многих и многих поколений естествоиспытателей»
Форма, в которой первоначально был создан Диал — речевая, что позволяет сделать его действенным инструментом совершенствования мышления, переведя логические действия на уровень «подсознания». Это обстоятельство, кстати, разрешает извечный спор между сторонниками полностью алгоритмизированного метода поиска эффективных решений задач и приверженцами спонтанного эвристического метода, упирающими на главенство развитого творческого воображения!
За прошедшие тридцать лет на тему Диала сделано до сотни научных и научно-популярных публикаций, языку обучено множество специалистов, особый прогресс наблюдался у тех, кто начинал осваивать Диал в подростковом и юношеском возрасте. Наиболее корректным изложением подходов к изучению этого универсального языка на сегодня является книга: Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 2: Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. 228 с.
В 2019 году на Факультете комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в рамках курса «Начала сильного мышления» межфакультетской группой студентов был освоен его четвёртый модуль, посвящённый непосредственно языку Диал и теории универсалий.
Гаврилов Дмитрий Анатольевич
кандидат философских наук, методолог,
член Союза писателей России и
Московской городской организации
Союза писателей России
[1] Гаврилов Д.А. Искусство сильного мышления. Эвристика — наука будущего. М.: Вече, 2019.
[2] Куликов В.В., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Универсальный межзвёздный язык диал как средство научного общения и производства открытий: Докл. на XXV Чтениях, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Симпозиум «Проблемы поиска жизни во Вселенной». Калуга, 12.09.1990. См. также: Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык Диал как средство междисциплинарного общения и интенсификации изобретательской деятельности // Ильенковские чтения. Международная научная конференция 18–20 февраля 1999. Тезисы докладов / Под ред. докт. филос. наук проф. Г.В. Лобастова. М.; Зеленоград: МГИДА, Московский комитет образования, 1999. С. 303–307.