230 лет «Опыту объяснения метаморфоза растений»
В 1790 году отдельной книгой вышло первое значительное произведение Иоганна Вольфганга Гёте в области естествознания — J.W. von Goethe, Herzogisch-Sachsen-Weimarischen Geheimrats Versuch die Metamorphose der Pflanzen zu erklären. Gotha, bei Carl Wilhelm Ettinger, 1790., то есть: Тайного советника Саксен-веймарского герцога И.-В. Гёте Опыт объяснения метаморфоза растений. Гота, у Карла Вильгельма Эттингера, 1790.
В последующие годы жизни автор три раза дополнял и уточнял этот труд, перед каждым новым изданием, намереваясь в результате прийти к куда объемлющей научной работе.
В одном из писем он сообщал: «Я продолжаю свои размышления о всех царствах природы и прилагаю все приемы, на какие способен мой дух, к тому, чтобы ближе познать те общие законы, по которым организуются живые существа».
Слово «метаморфоз» значит изменение формы, преобразование, превращение, преображение. Оно пришло в науку из мифов и сказок (ср. «Метаморфозы» Овидия, «Метаморфозы» Апулея).
Сущность своего «Опыта» Гёте определяет следующими словами: «Попытка объяснить метаморфоз растений заключается в сведении к общему простому принципу всех многообразных явлений дивного мирового сада».
Первому изданию «Опыта метаморфоза растений» Гёте предпослал эпиграф из трудов великого шведского естествоиспытателя и классификатора Карла Линнея (1707 — 1778): «От меня не ускользнуло то обстоятельство, что дорогу внезапно закрывают тучи, которые здесь собираются. Они, однако, легко рассеются там, где можно будет пользоваться преимущественно светом опыта. Природа всегда согласна с собой, хотя нам, в силу необходимой разорванности наших наблюдений и кажется часто, что она себе противоречит». Линней. Пролепсис растений, диссертация I).
Гёте отмечал: «Что со мной тогда происходило и как на меня подействовало изучение столь чуждого мне предмета, станет, быть может, понятным в ходе этого сообщения, но предварительно я хочу признаться, что после Шекспира и Спинозы самое сильное влияние оказал на меня Линней, и притом как раз через то противодействие, на которое он меня вызвал. Ибо, пытаясь воспринять его резкие, остроумные разграничения, его меткие, целесообразные, но часто произвольные законы, я чувствовал внутренний разлад: то, что он пытался насильственно разъединять, должно было, по глубочайшей потребности моего существа, стремиться к соединению».
В процессе работы над несколькими изданиями «Опыта…» Гёте сделал множество рисунков и эскизов, поясняющих текст, но большинство из них так и не увидели свет при жизни учёного, а были найдены позднее в его архиве.
По изданию: Гёте И.-В. Избранные сочинения по естествознанию. Л.: Издат. АН СССР, 1957. 553 с.