Сергей Гриняев. Об интеллектуальной роли фантастики и её практической пользе
Этот очерк задумывался как вступление к изданию «Реестра фантастических идей» и был опубликован ранее: Гриняев С.Н. Об интеллектуальной роли фантастики и её практической пользе / Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Ред. А.В. Воробьёв и С.Н. Гриняев; вступ. ст. Ю.А. Никитина и С.Н. Гриняева; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019. C. 3–5. Открывая книгу, автор вступления обращает внимание читателей на некоторые немаловажные факты, известные по открытым источникам.
… Совсем недавно, 23 июля 2019 года, русская служба Би-Би-Си сообщала буквально следующее: «Французская армия решила привлечь в свои ряды писателей-фантастов, которые будут прогнозировать новые виды технологических угроз. В группу под названием “Красная команда” войдут несколько человек. В новом докладе Агентства оборонных инноваций Франции говорится, что авторы, наделенные своеобразной фантазией, будут предлагать различные сценарии вторжений, нападений или применения необычных видов оружия, которое не учитывает обычная военная стратегия… С помощью ролевых игр и прочих приёмов фантасты (sci-fi writers) попробуют представить, каким образом террористические организации или иностранные государства могут использовать новейшие технологии. Работа писателей будет строго засекречена»[1].
Идея эта не нова. Ещё в июне 2008 года журнал «Вокруг Света» опубликовал данные, что после разгрома в Перл-Харборе американцам, цитирую: «…пришла в голову совершенно фантастическая идея — собрать вместе несколько молодых писателей-фантастов с техническим образованием для решения не фантастических, а практических военных задач! Идею поддержало высокое начальство из Военно-Морского Управления, и в 1942 году в секретную Исследовательскую Лабораторию морской авиации в Филадельфии были откомандированы: 35-летний отставной лейтенант ВМФ Роберт Хайнлайн (известный автор НФ, автор трёх десятков рассказов и повестей[2]), 34-летний коммандер-лейтенант ВВС Лайон Спрэг де Камп (признанный фантаст, автор нескольких романов), 34-летний сержант ВВС Джек (точнее — Джон Стюарт) Уильямсон (автор множества романов), 24-летний лейтенант Королевских ВВС Артур Кларк (не опубликовавший пока ещё ни одного рассказа[3]), 22-летний штатский специалист-биохимик Айзек Азимов (автор более двух десятков рассказов). Занималась эта компания (в основном) совсем не фантастикой: решала проблему обледенения самолетов на больших высотах, разрабатывала аппаратуру слепой посадки (первые системы автопилотов) и высотные гермокостюмы для летчиков (прообразы будущих скафандров астронавтов)».
Почему тогда ранее подобные задачи не сумели решить специалисты, никаким боком не занятые в художественном творчестве? Почему понадобились именно фантасты? И исчерпывался ли список решаемых ими проблем только этим? Если на первые два вопроса ответить довольно просто — у молодых фантастов с техническим образованием, в отличие от просто узких технических специалистов, были сняты так называемые барьеры сознания, то при ответе на третий вопрос возникает неопределённость. Заманчиво предположить, что столь неординарная творческая команда занималась не только перечисленным выше! И основания для такой гипотезы есть.
Меня, правда, когда я читал статью, несколько смутило то обстоятельство, что Артур Кларк едва бы подчинялся каким-то распоряжениям военных ведомств США, будучи британским подданным. Но в годы войны он участвовал в разработке первой радарной системы для упрощения навигации пилотов в сложных погодных условиях[4]. Так что автор материала Валерий Окулов если и погрешил против истины, то самую малость. Кларк вполне мог быть откомандирован Его величеством королём Георгом VI в рамках союзнического договора между США и Британской империей.
Биографы великого фантаста сообщают, что уже в 1930-х он являлся активнейшим из членов Британского межпланетного общества, одной из целей которого являлась пропаганда идеи космических полётов. Первые художественные вещи Артура Кларка стали появляться в малотиражных изданиях с 1937 года, а его дебютным профессионально опубликованным рассказом стал рассказ «Спасательная команда», созданный в марте 1945 года и напечатанный в журнале «Astounding Science». В том же 1945-м молодой фантаст написал научную статью «Ретрансляторы вне Земли», в которой выдвинул идею геостационарных спутников ретрансляторов, успешно реализованную 25 лет спустя. В 1948 году Кларк окончил лондонский Королевский колледж «с почестями первого класса в физике и математике». В 1954-м он написал руководителю отдела научных исследований американского метеорологического бюро (Scientific Services Division, U.S. Weather Bureau) и предложил использовать спутники для долговременного прогноза погоды. Это способствовало появлению нового направления в метеорологии — космической метеорологии, а также — использованию ракет и спутников для метеозондирования[5].
В произведениях упомянутых коллег по секретной лаборатории Роберта Хайнлайна и Айзека Азимова, созданных за послевоенные тридцать лет, мы найдём много общего. Оба предвидели появление Интернета, мобильных телефонов или смартфонов, беспроводных и поисковых технологий и т.д. Независимо от них где-то в 1950-х Рэй Брэдбери предсказал то, что мы ныне называем социальными сетями.
К чему я, собственно, веду? Является ли фантастика исключительно развлекательным жанром? Или чтение фантастических произведений так способствует организации творческого мышления, что его носителя можно использовать в практических целях, там, где требуется резко преодолевать пределы обыденного? Кстати, было бы ещё умение «использовать»!
Здесь на помощь нам приходит эвристика, в первую очередь синектика, учение о изобретательской деятельности с учётом психологических особенностей личностей в творческом коллективе, разработанное и проверенное на практике Уильямом Гордоном в первые послевоенные десятилетия. Одним из компонентов синектики является операционный механизм фантастической аналогии (а также и символической аналогии), психологический инструмент, явно состоящий на вооружении у профессиональных фантастов и, соответственно, помогающий дилетантам испытывать аналогичные творческие состояния, погружаться в выдуманную реальность.
В 2018 году на Факультете комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина был апробирован экспериментальный курс «Начала сильного мышления. Эвристика и развитие творческого воображения». В его рамках студенты получили представление об основных эвристических методах. На практических занятиях широко использовалось погружение как в гипотетические ситуации, взятые из фантастических романов, так и в ситуации, сами способные послужить хорошей первоосновной для сюжета художественного произведения. Курс вёл один из инициаторов и составителей Реестра фантастических идей, писатель и методолог Дмитрий Гаврилов.
Большинство книг, оказывающих решающее влияние на наше формирование как личности, мы прочитываем в пору юности. Редкий человек к зрелым годам сохраняет тот же темп чтения художественной прозы. Пролистывая Реестр фантастических идей, я поймал себя на мысли, что некогда и сам читал многие из упомянутых в нём произведений. И я подумал, что у наших абитуриентов и студентов как раз такой благодатный период, когда при определённой методологической поддержке и практике они могут, следуя по стопам предшественников, достичь большего, чем просто развитие творческого воображения, и тем быть полезными Отечеству, в том числе и в сфере его комплексной безопасности.
Футуристическое прогнозирование угроз, критических ситуаций, поиск остроумных и нелинейных, перпендикулярных выходов из тупика и ещё ряд похожих направлений — вот в какую сторону я предложил бы развивать будущий Реестр молодым и пытливым умам с оглядкой на хороший задел из тысячи и одной фантастической идеи, который представлен в настоящем издании.
Об авторе: Сергей Николаевич Гриняев, доктор технических наук, декан Факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, член Научного совета при Совете Безопасности РФ (секция по глобальным проблемам)
[1] bbc.com/russian/news-49062299; bbc.com/news/world-europe-49044892.
[2] Указаны достижения фантастов на 1942 год.
[3] Подразумеваются профессиональные многотиражные публикации.
[4] В 1963 году Кларк изложил историю создания этого первого радара в книге «Укатанный путь» («Glide Path»).
[5] fantlab.ru/autor23.