Алексей Наговицын. Три типа мышления (тезисы)
Сегодня 9 дней с момента ухода в Иномирье доктора философских наук Алексея Евгеньевича Наговицына. И мы хотели бы ещё раз вспомнить его и один из знаменитых очерков, созданных им более 20 лет назад, не потерявший актуальности по сей день.
Нами выделяются три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное — в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом, когда говорится о преобладании того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах.
Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических задач, а в образовании оно связано с развивающим обучением, которое и имеет максимальные успехи в младших классах, где данный тип мышления преобладает вплоть до возрастного кризиса, связанного с переходом к младшему подростковому возрасту. В данный период ребенок осваивает новый для себя тип социальных отношений и пространство человеческих знаний. В это время наиболее целесообразно, по нашему мнению, кроме развивающего обучения, прививать ребенку патриотизм и основные элементы и принципы принятых в данном обществе социальных отношений и ожиданий. При этом не следует вдаваться в детализацию данных навыков, ребенком должно быть усвоено само пространство морали, этики, эстетики и их отличительных признаков. Так же, по нашему мнению, должны быть привиты навыки совместной творческой деятельности в коллективе сверстников и старших товарищей (не обязательно учителей).
Такой тип мышления дает возможность привить ученику навыки в определенных предметах с максимальной усвояемостью. Под такими предметами мы в первую очередь понимаем начала точных и общественных наук. Гуманитарные и связанные с развитием эстетических и культурных навыков предметы, видимо, должны в первую очередь «очерчиваться», но не детализироваться. Например, нет необходимости сколько-нибудь детально изучать историю, а, по нашему мнению, следует показать учащимся её базовые принципы и законы. Мифологический тип мышление назван нами так, поскольку преобладал в социальных сообществах до появления мировых религий, и может быть с известным приближением соотнесен с историей Древнего мира, язычеством — Традиционной культурой.
Религиозный тип мышления мы связываем с появлением мировых религий и учений имеющих фиксированного мифологического или исторического провозвестника (христианство – Иисус Христос, мусульманство – Магомет, зороастризм – Зороастр, конфуцианство – Конфуций, буддизм – Гаутама, иудаизм – Моисей и т.д.). Данный тип мышления сменяет мифологический и характеризуется развитием моральных и этических норм и социальных связей. Он непосредственно связан с процессом воспитания и культурно-эстетического обучения. По нашему мнению такой тип мышления преобладает в подростковом возрасте и именно в этом возрасте, по нашему мнению, следует уделять особое внимание культурно-эстетическому, нравственному, художественному, литературному развитию обучаемых, а так же их воспитанию. В данный возрастной период формируется основа морально-этической составляющей личности человека, поэтому мы полагаем, что всевозможные примеры из истории и литературы, а так же совместная деятельность учащихся, направленная на решение творческих и социально значимых задач может стать основой воспитательного процесса в данном возрасте. По нашему мнению, основной задачей педагогов при работе с подростками, является именно процесс воспитания и формирования граждан, учитывая при этом в первую очередь этическую, нравственную, моральную и гражданскую составляющую. Древние персы во времена создания своей империи учили своих детей трем вещам: скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду. В таком подходе отразилась идея привития необходимых основных навыков и воспитание достойного гражданина социума. Мы полагаем, что подростковый возраст должен в первую очередь стать «воспитательным» возрастом в средней школе. При этом не следует бояться, что перекос в воспитание может нанести серьезный ущерб обучению, так как большинство гуманитарных предметов занимающих значительное время в старших классах изучается именно в данный период. Также не следует опасаться, что навыки точных наук за данный период могут быть утеряны. Само их преподавание, по нашему мнению, следует соотнести с изучением истории науки и биографий известных ученых, тогда процесс восприятия материала сможет приобрести определенную эмоциональную окраску, что в свое время улучшит усвояемость материала учащимися. Кроме того, целесообразно в этот возрастной период дать учащимся элементарные навыки в таких дисциплинах, как психология, социальная психология, социология, правоведение, религиоведение, обществоведение, так как это может снять целый ряд подростковых конфликтов и повысит правовую грамотность учащихся.
Конечно следует дать определенные навыки таких предметов, как эзотерика и медитация, так как при грамотном использовании этих знаний и правильной их оценки, возможно, снизить распространение таких негативных явлений, как наркомания, алкоголизм, сектантство. Навыки медитации и аутотренинга в определенной степени могут заменить получение «кайфа» от алкалоидов и наркотиков, при этом при грамотном преподавании положительно сказаться на здоровье учащихся, снижении утомляемости и агрессивности. Само преподавание желательно, где и когда это возможно проводить на свежем воздухе, на природе. В процессе воспитания, так же желательно привлекать родителей, для снятия напряженности между поколениями, а также проведение среди родителей специальных лекций и семинаров с целью объяснения им особенностей данного возрастного периода и выработки общей с образовательным учреждением концепции поведения.
Исторически период преобладания религиозного мышления связан с ранним Средневековьем, рыцарством, отчасти Конкистой и эпохой Возрождения.
Под научным мышлением мы понимаем преобладание эксперимента в познании мира, решение тактических, подчас сиюминутных задач, известное торможение нравственного развития, скептицизм и точность. Исторически данный этап связывается нами с появлением «научного мышления» в Западной Европе и по настоящее время. Подобный тип мышления начинает преобладать в старших классах, после юношеского возрастного кризиса, и ему соответствуют определенные дисциплины, которые могут быть восприняты обучаемыми наилучшим образом (химия, физика, высшая математика и др.). Во время данного периода, по нашему мнению, следует сделать упор на развитие экспериментальных и производственных навыков. В данный период обучения следует максимально усилить всевозможные стажировки, самостоятельные задания, соревнования, факультативное изучение дополнительных предметов и профессий.
Процесс изменения типа мышления соотносится нами с возрастными кризисами и происходит постоянно, так возрастной кризис «третьего курса» (21 год) соотносится снова с проявлением мифологического типа мышления[1].
Эти три типа мышления в явном или неявном видах присутствуют теперь уже всегда и перетекают один в другой, образуя комбинации. Существование ныне в чистом виде лишь какого-то одного типа мышления у зрелого человека — крайняя редкость, хотя ребёнок, лишённый религиозных и научных предрассудков, способен являть в чистом виде мифологический тип миропонимания.
[1] «Влияние различных типов мышления (мифологического, религиозного, научного) на педагогический и воспитательный процесс» — так называется работа А.Е. Наговицына, канд. психол. наук. и докт. филос. наук, выполненная под эгидой Государственного НИИ «Семьи и воспитания» РАО.
Об авторе: Наговицын Алексей Евгеньевич, доктор философских наук, кандидат психологических наук . Родился в 1961-м в Москве, окончил Московский авиационный институт. В 1998 году в Институте развития личности РАО защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук по теме «Влияние ритмо-фонетической структуры текста на подростков и молодёжь» (специальность 19.00.07 — педагогическая психология). В 1999 году окончил Институт развития личности РАО (психолог). В 2003 году в Московском государственном университете культуры и искусств защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Смена гендерных ролей в мифологических системах» (специальность 24.00.01 — теория и история культуры). Преподавал социальную психологию, социологию, культурологию, этнопсихологию, этнолингвистику и психолингвистику, этнологию, религиоведение. Был деятельным участником процесса Языческого Возрождения с 1990 года — с одной стороны, а с другой — учёным, исследователем, автором целого ряда научных и научно-популярных монографий. Специалист по мифологии этрусков и хеттов, а также в области сказкотерапии.