Гаврилов Д.А. К историческим основаниям новейших курсов по сильному — системному и критическому — мышлению

Вступительная статья к книге : Вассерман А.А. Конспект новых лекций по дисциплине «Основы системного и критического мышления» / Вступ. ст. Д.А. Гаврилова / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2022. — 52 с. ISBN 978–5–93883–472–9. В указанном сборнике конспективно представлены лекции Анатолия Александровича Вассермана, дистанционно прочитанные им в период пандемии коронавируса в осеннем семестре 2021/2022 учебного года шестнадцати группам студентов первого курса факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Издание предназначено для широкого круга читателей, осваивающих учебную дисциплину «Основы системного и критического мышления»: молодых работников и специалистов; студентов и аспирантов как инженерно-технических, так и гуманитарных вузов; заинтересованных в тематике педагогов и преподавателей.

В осеннем семестре учебного 2021/2022 года на факультете комплексной безопасности топливно-энергетического комплекса Губкинского университета нами была апробирована новая учебная дисциплина «Основы системного и критического мышления». Для её освоения коллективом авторов был подготовлен специальный учебник, который ушёл в печать весной 2021 года[1]. Материал четырёх непосредственно учебных модулей предваряли избранные лекции Анатолия Александровича Вассермана прошлых лет, которые исполняли роль установочных и логично скрепляли большие по содержанию блоки дисциплины воедино.

Далеко не все нынешние первокурсники могут без предварительной подготовки, да и в силу не слишком широкой эрудиции в сравнении с советскими старшеклассниками, воспринять то, что кажется авторам само собой разумеющимся, или то, что требует хотя бы некоторых умственных усилий и временных затрат. Вот в этой связи Анатолий Александрович Вассерман и записал в период «ковидных ограничений» и для дистанционных пользователей облегчённую видео версию установочных лекций. Он ни разу не повторился по форме, но сохранил суть, ранее уже изложенного им, с тем, чтобы непонятные моменты можно было бы прослушать заново и вникнуть в смысл сказанного не для красного словца, а только ради блага самих же учащихся.

Эти лекции планируются к изданию в новом томе «Системного и критического мышления», но работа над ним ещё продолжается, а далеко не все предпочитают быть зрителями и слушателями, желая оставаться читателями, что полезнее, поэтому предварительно и увидел свет настоящий сборник.

Дисциплина сложилась в результате многолетней творческой и научно-исследовательской работы. Системное начало которой положили: с одной стороны — интеллектуальная деятельность Анатолия Александровича Вассермана и канд. филос. наук Нурали Нурисламовича Латыпова[2], известная мне не понаслышке с 1990-х, с другой стороны — научные труды канд. физ.-мат. наук Валентина Викторовича Куликова и канд. физ.-мат. наук Сергея Владимировича Ёлкина по трансляции научных знаний между различными предметными областями в силу господства именно общих закономерностей, именуемых универсалиями или суперсимметриями, начиная с 1980-х годов[3]. Волею судеб мне довелось стать связующим звеном между всеми старшими коллегами, эффективно участвовать в обеих творческих группах, в первой — с 1994 года, во второй — с 1986 года.

Поэтому я в полной мере представляю, как складывался сперва наш факультативный курс «Инженерно-техническое творчество в нефтегазовой отрасли» при поддержке докт. техн. наук Николая Николаевича Карнаухова в группе компании «ЛУКОЙЛ» в 2012–2014 годах, предназначенный для молодых работников и специалистов[4]. Я прожил день за днём затем и экспериментальный курс «Начала сильного мышления»[5], апробированный в 2018–2021 гг. на факультете комплексной безопасности по инициативе его декана, докт. техн. наук Сергея Николаевича Гриняева и при моральной поддержке тех же прославленных Знатоков, Анатолия Вассермана и Нурали Латыпова. И наконец, мне приятно, что многолетняя работа многих участников нашей команды на поприще развития навыков сильного мышления[6] воплотилась в модули полноценной учебной дисциплины: развитие творческого воображения[7], эвристика[8], элементы классической ТРИЗ и, наконец, введение в диалектику и теорию симметрии погружением в среду универсального языка-транслятора и классификатора научных и творческих идей Диал[9].

Не стал отягощать текст развёрнутыми названиями и дополнительными описаниями, поскольку это уже факты и подробности, не столь необходимые для запоминания, в отличие от общих закономерностей.

Как вроде бы говорил ещё Альберт Эйнштейн Томасу Эдисону: «Это можно посмотреть в справочнике». Правда, в наш век цифровизации пресловутый Интернет многим заменяет тот самый справочник, и многие подходят к пользованию им, не имея понятия о критериях истинности, достоверности источников, методологии исследовательского процесса, воспроизведения опыта и так далее, в отличие от упомянутого Эйнштейна.

По тематике сильного мышления у нас с коллегами, как видно, издано немало, и это вершина айсберга. Так что было бы правильным в случае интереса работать именно с печатными изданиями, прошедшими большинство необходимых этапов перед публикацией от коррекции и рецензирования до технической и научной редакции, а не с какими-то «слитыми» в сеть обломками того, что в интеллектуальном обществе принято считать за книгу. Особо хотелось бы обратить внимание на список изданного непосредственно за авторством Анатолия Александровича Вассермана, далеко не самый полный, но всё-таки это уже кое-что!

Одна из задач этих лекций, где мы полностью сохранили и самобытность авторского стиля, ограничившись несколькими постраничными сносками, как и самой дисциплины, обратить внимание молодых людей на всю неоднозначность потоков информации и то, как в выгодном русле развернув их, недоброжелатели могут угрожать безопасности не только предприятий ТЭК, но и всей страны. Сказанное автором лекций носит не только образовательный, но и воспитательный характер.


[1] Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В. и др. Системное и критическое мышление / Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В., Ёлкин С.В., Юшин А.О. / Под общ. ред. А.А. Вассермана; составители: Д.А. Гаврилов, А.В. Воробьёв / Факультет комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2021.

[2] Латыпов Н.Н. Минута на размышление. Основы интеллектуального тренинга. СПб.: Питер, 2005; Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А. Нелинейные решения для опережающего развития. К возрождению традиций отечественной инженерии // СТЕК. Система транспортных евразийских коридоров. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. С. 544–548.

[3] Куликов В.В., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Универсальный межзвёздный язык диал как средство научного общения и производства открытий: Докл. на XXV Чтениях, посвящённых разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Симпозиум «Проблемы поиска жизни во Вселенной». Калуга, 12.09.1990; Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык Диал как средство междисциплинарного общения и интенсификации изобретательской деятельности // Ильенковские чтения. Международная научная конференция 18–20 февраля 1999. Тезисы выступлений / Под ред. докт. филос. наук, проф. Лобастова Г.В. М.; Зеленоград: МГИДА, Московский комитет образования, 1999. 310 с. С. 303–307; Ёлкин С.В., Куликов В.В., Максимов В.Ю. и др. Основы методологии трансляции знаний между различными предметными областями // Препринт ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, 2006. № 73, 32 с; Ёлкин С.В., Куликов В.В. Универсализация знаний и Диал как язык-посредник междисциплинарного обмена // Материалы 9-го научно-практического семинара «Новые информационные технологии в автоматизированных системах». М.: МГИЭМ, 2006. C. 160–166; Куликов В.В., Ёлкин С.В. О возможности трансляции знаний между различными предметными областям // НТИ. Серия 1. 2007. №2. С. 33–39.

[4] Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / Под ред. А.А. Вассермана. М.: Астрель, 2012; Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Турбулентное мышление. Зарядка для интеллекта / Под ред. А.А. Вассермана. М.: АСТ, 2013; Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерно-техническое творчество в нефтегазовой отрасли. Избранные лекции курса и сборник задач. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.

[5] Гаврилов Д.А. Из практики экспериментальных курсов по началам сильного мышления // PHILOSOPHIA. 2020. #2 (10) / Фонд содействия технологиям XXI века. М., 2020. С. 202–234. ISSN 2713-248X; Гаврилов Д.А. Об итогах экспериментального курса по началам сильного мышления: февраль–июнь 2021 // PHILOSOPHIA. 2021. #1 (11) / Фонд содействия технологиям XXI века. М., 2020. С. 149–155. ISSN 2713-248X.

[6] Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. С. 12–14.

[7] См. также. Гриняев С.Н. Об интеллектуальной роли фантастики и её практической пользе // Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Ред. А.В. Воробьёв и С.Н. Гриняев; вступ. ст. Ю.А. Никитина и С.Н. Гриняева; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019. 200 с. C. 3–5.

[8] Гриняев С.Н. О новом сборнике эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления» // Юшин А.О. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 2 / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2020. С. 4–7; Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1 / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2017.

[9] Ёлкин С.В., Куликов В.В., Максимов В.Ю. и др. Принципы симметрии в синтаксисе языка трансляции знаний // НТИ. Серия 2. 2010. № 6. С. 1–13; Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 2: Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018; Куликов В.В., Гаврилов Д.А. Великая симметрия Космоса. М.: Вече, 2021.

Об авторе статьи: Дмитрий Анатольевич Гаврилов, методолог, специалист по эвристическим методам творчества и развитию сильного мышления, один из трёх разработчиков универсального языка-классификатора и междисциплинарной трансляции знаний Диал. Соавтор изобретений в области логических игр. Родился в 1968 году Москве. Окончил в 1993 году Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева. Автор и соавтор более 40 изданных научно-популярных и научных книг, в том числе по традиционной культуре славян и других индоевропейцев, автор ряда фантастических романов, сборников песен и баллад. Член Рagan Federation International (c 2009 г.). Действующий координатор и соучредитель Научного и творческого объединения «Северный ветер» (ранее — одноимённого научно-исследовательского общества, с 2007 г.). Имеет учёную степень по философии (философская антропология и философия культуры), Член Союза писателей России и Московской городской организации Союза писателей России. С 2021 года один из ведущих курса «Основы системного и критического мышления» при факультете комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (ранее — с 2018 по 2021 годы — под названием «Начала сильного мышления»), ассистент кафедры управления безопасностью сложных систем.