Валентин Куликов. Наука бога

Эссе представляет собой попытку изложить, по мере возможности коротко и связно, подход Науки/Религии Нового Мира к развитию социума, в общем, и орудийных технологий, в частности. Это логическое продолжение наших предыдущих работ: «Науки Нового Мира» и «Очерков Теории Субъекта».

Как уже неоднократно упоминалось, именно переход к созданию орудий, породив человека и, как нейронное отражение мира орудийной цивилизации, его разум,  стал, одновременно, тем самым «первородным грехом познания», с самого начала заключавшим в себе семена гибели человека. Именно живой мир орудий, так называемая «цивилизация», совершенствуясь за счет человека, сначала в симбиозе с ним, затем в противоречиях и за счет войн, провоцируемых потребностями его же собственного крайне быстрого развития, пришел в нашем веке, наконец, к конечной своей точке — к неотвратимой необходимости гибели человечества, уступающего в «отборе сильнейших» свою роль «венца развития» иной, «более высокой» форме жизни.

На первый план этого неизбежного, как представляется, эпохального события выступает, однако, явный парадокс. Возможности разума, порожденные свободой творчества, в принципе, ничем не ограничены. Неужели, в силу каких-то неясных пока причин, человек «отложит в сторону» несомненные возможности своего разума  и «сдаст без боя» свою же собственную судьбу? Апологеты Искусственного Разума и Мира Киборгов давно уж приговорили, конечно, мир человека, утверждая и, не без оснований, что человека, мол, никто и спрашивать не будет. Расправятся, как повар с картошкой, «всего и делов».

Первые результаты исследований в области науки-религии свидетельствуют, однако, что дела обстоят вовсе не так трагично и возможности — причем, действительно, неограниченные, у человека имеются. Уже выводы о потенциальной гениальности каждого человека, зависимости результатов мышления не от количественной вычислительной мощности мозга, а от системы отсчета, от состояния этого мозга говорят о многом.  Переход в систему отсчета любви переводит нейроны мозга из нынешнего эгоистически-дискретного, числового режима работы в «кьюбитно» аналоговый, на многие порядки расширяя его возможности и отодвигая, тем самым, напророченную победу роботов в неопределенно далекое будущее.

Проблема принципиальной ограниченности возможностей разума человека, однако, этим вовсе не снимается и безусловное и радикальное опережение развития искусственного мира по отношению к миру человека, конечно же, в исторически сжатые сроки вновь поставит этот вопрос на повестку дня.

Действительно, так ли уж, по самой своей материальной сути, ограничен человек в своих возможностях или же Бог, и в самом деле, сотворил человека «по своему образу и подобию», наделив его, помимо прочего, и абсолютным бессмертием и своим безмерным могуществом? Как мы помним из Библии, именно совершив грехопадение, заимев разум различающий добро и зло, человек потерял и могущество и бессмертие. Возможно ли такое?

Как кажется, даже сама постановка вопроса таким вот образом, не столько в отношении бессмертной души человека, но и в плане его «бренного тела» является крайне глупой и, безусловно, дикой. Ведь каждому очевидно, что человек смертен — и крайне ограничен в своих силах и возможностях.

Так-то оно так, но ведь и Солнце, как было вполне очевидно каждому в течение тысячелетий, вращалось вокруг Земли. А сегодня, как очевидно каждому ученому, микроскопические кванты обладают микроскопическими же энергиями и размерами, не способные повлиять ни на что хоть сколь-нибудь значимое.

Новая наука, блестяще подтвержденная безупречно изящной логикой устройства мира, оказавшись единственно способной реально объяснить известные законы квантов, утверждает ныне, что каждый микроскопический квант не просто эквивалентен невероятно огромной Вселенной, в которой мы же и находимся, вместе с этим квантом. Нет, он и есть сама эта Вселенная! Размеры и энергии — штука, как выснилось, весьма относительная. Иначе говоря, «внутри каждого кванта» скрыта гигантская энергия, энергия всей Вселенной! Вопрос лишь в том как ее «выделить», как умно и тонко воспользоваться этой энергией. Вопрос лишь в реальном ЗНАНИИ.

В наше время господствует иллюзия, что чем больше энергии мы хотим получить, тем больше усилий — усилий разума, в том числе — нам придется затратить. Гигантским энергиям, дескать, соотвествуют гигантские же финансы, гигантские ускорители, гигантские реакторы… Однако, все мы знаем что рука об руку со всем этим гигантизмом идет повсеместная миниатюризация, то что было невозможным вчера, становится простым и очевидным сегодня или завтра. Человеческий гений не знает границ — и если поставлена задача, сделать, скажем, миниатюрный термоядерный реактор, то можно не сомневаться, рано или поздно, она будет решена. Собственно, Новая Наука уже и наметила пути к этому. Вопрос, опять же, в знании.

Небольшой «кусок» нейтрида, идеального нейтронного кристалла, «промодулированный» структурой звездолета, с пилотом в его рубке, управляющим процессом перемещения по всему пространству и времени со скоростью света, процессом, между прочим, требующим невероятных, просто циклопических энергий, будет выглядеть как… блестящая капелька росы, не более. Та самая «росинка» в которой «отражена Вселенная».

А зачем, собственно, кому нужен этот «кусочек вакуума», которым, вообще говоря, и является нейтрид, если этого самого вакуума «до и больше» в любом месте, даже внутри самого человека, внутри каждого из нас? Мы-то сами, вместе со всей, якобы столь необходимой нам материальной структурой «звездолета» просто сгусток, малое «возмущение» энергии этого вакуума. Энергии, которой в нейтриде, как раз, «до и больше». Дело-то, получается, не в нейтриде, как таковом, а в «правильно выстроенной» сознательной структуре управления этим самым нейтридом-вакуумом. В ЗНАНИИ — КАК.

Теперь можно поставить вопрос, скажем, о научной разработке и «привнесении» в структуру нашего тела новой структуры управления нейтридом-вакуумом, который «и так везде». Структуру эту, по всему, надо бы отладить на материальных моделях, ускорителях-реакторах и «внедрить» в наше бренное тело, сделав его бессмертным и всемогущим.

Так… Ну а если быть совсем уж глупым и спросить себя — а если не бояться, то и всех других — припомнив Библию: «А не заложена ли подобная управляющая структура в наше тело изначально», так сказать, «в момент Творения»? Научно говоря, в процессе творческой эволюции материи, от Большого Взрыва и до наших дней?

Первое что приходит в голову — да с какой, собственно, стати? С какого-такого  «перепугу» Эволюция заложила такое — ТАКОЕ — в человека?

Давайте, однако, внимательнее посмотрим на процесс эволюции и на то каким именно образом осуществляется процесс «выживания сильнейших» — причем не только в живой природе, но и в «неживой».  

Во-первых, совершенно необходимо отметить что объективно случайный процесс отбора в субъективной системе отсчета  является вполне сознательным и свободным выбором «правильных» вариантов.  При этом, поскольку субъективно «смерти нет» ни на каком уровне развития материи, «неправильные», отброшенные варианты «мысли Бога» продолжают существовать, но иначе — непосредственно, «объективно» они ненаблюдаемы. Они сохраняются и при определенных условиях могут «выйти на поверхность», «вынырнуть» из-под горизонта физической ненаблюдаемости, объективного «несуществования».

Во-вторых, нельзя не увидеть что каждый элемент такого «выбора», «эволюции» является результатом сложнейших информационно-коммуникационных процессов в природе. Как внутри разума человека, как биологическом отборе, так и в процессе химической эволюции задействованы комплексные информационные цепи и сети битопередачи, триггерные механизмы управления и тому подобное. То же самое, как понятно из всего предыдущего характерно и для, так называемого, «физического», эволюционирующего квантового мира Вселенной. Эволюция на всех уровнях мира субъективно идет не за счет случайных мутаций, а за счет сложного информационно-смыслового процесса формирования и выбора.

И, наконец, в третьих, такой свободный выбор на каждой «развилке развития» невозможен без «хитрости разума», без «уравновешивания» противоположностей, противоборствующих «сил» и «энергий», своеобразного их «отождествления» осуществляемого, именно, субъектом, «искусственно», творчески формирующим «ситуацию триггера», когда самые малые изменения «свободной воли» субъекта за счет неустойчивости ситуации способны склонить «чашу весов» того или иного триггера в «нужную», «правильную» сторону. Это и есть, собственно, то самое гегелевское «снятие» противоречия, парадоксальное решение проблемы развития — с субъективной точки зрения. Все дело тут в критерии наблюдаемости, «существования». Поскольку «правильный» выбор это всегда выбор в сторону выживания, существования субъекта (по сути, это тавтология чистой воды: кто выжил, тот, понятно, и «сильнее»), всегда и всюду «выживает сильнейший». Ситуация тут везде и всюду, в точности, такая же как и в известном диалектическом методе нахождения парадоксальных — и точных, предельно эффективных — решений.

Надо четко осознавать что подобное «снятие» противоречия в реальности всегда означает вполне материальное изменение субъекта (системы отсчета), аналогичное формированию «экспериментальной» ситуации, создание некоего материального «устройства», «прибора», как раз и позволяющее триггерно управлять процессом.

Далее, крайне важно понимать что в случае триггера, как и во всех иных случаях, возможны два практических подхода, две конкретные системы отсчета: системы отсчета власти-страха и системы отсчета любви-свободы. Первая из них соответствует ситуации «удаленной», «лабораторной» или, правильнее сказать «отчужденной» системы отсчета, в которой противоположности тождественны в предельно обостренной «фермионной» форме различия. Вторая же, совсем напротив, является «собственной» системой отсчета, в которой противоположности «сняты», то есть, существуют в виде «модуляции бозе-конденсата», как вариации единой сущности.

Иначе говоря «управление» по триггерному принципу возможно как «властным» образом, путем выстраивания «иерархии» подчинения «индивидов», задействующим страх смерти, страх «вывода за горизонт» наблюдаемости — так и через любовь, за счет абсолютно свободной воли каждого (бессмертного и бесстрашного) субъекта. При этом только второй путь означает истинное «снятие» противоречия, настоящее возникновение нового «качества», истинно свободное владение ситуацией — гениальность. Гений и злодей понятия, и в самом деле, несовместимые.

Теперь очевидно что в процессе эволюции каждое новое «высшее» возникающее на противоречиях старого «низшего» выживает и существует именно за счет триггерного управления, «снятия» противоречий. Именно в этом и заключается главный и основной смысл «высшего».  Суть «высшего» всегда и всюду в том что оно «построено» из противоречий «низшего». Именно так, между прочим, возникают, например, все физические «силы», «взимодействия», «нарушающие» симметрию «низшего», «фундаментального», «обменного» взаимодействия ВРЕМЕНИ с самим собой.  Они эволюционно более «сложны», являются «высшими» по отношению к «взаимодействию» времени. Они «осуществляют себя» именно за счет управления временем (или, пользуясь сегодняшней терминологией, «за счет управления энергией»).

Поскольку на каждом таком этапе «возвышения» речь идет о снятии противоречий, это всегда аналог «бозе-конденсации», фазового перехода при котором противоречия остаются, но «снимаются», теряя «фермионную» остроту — в виде различий. Чтобы во всем уже походить именно на конденсацию необходимо иметь «много разного», то есть возвышаемая сущность и ее противоречия должны быть, в известной мере, дискретизированы, «квантованы». Так или иначе, конденсация всегда есть возникновение горизонта, границы известной независимости, «свободы», приобретаемой высшим при его подъеме из низшего.

Эта граница и есть «поверхность» новой фазы, имеющая, обычно, весьма фрактальный, крайне изрезанный, «колючий» характер. Относительная свобода «действий» новой фазы «высшего» одновременно всегда означает и соответствующую потерю возможности «влиять» на низшее или, как минимум, ограничение «наблюдаемого» воздействия — иначе говоря, воздействия, вообще говоря, могут иметь место — и весьма сильные, однако, как, например, в случае горизонта «черной дыры» изменения, практически, ненаблюдаемы (одностороняя проводимость информации).

Иначе говоря, мы приходим к осознанию фундаментального факта теории развития субъекта: Высшее, развившись из низшего, потенциально всегда способно управлять низшим, но возникающая в этом процессе независимость ставит этому влиянию предел. «Познание добра и зла», действительно «изгоняет» субъекта из «райского» состояния первичного могущества, данного ему Эволюцией. Понятно что данный вывод касается не только нас, но и любого, сколь угодно примитивного субъекта на каждом этапе пути его эволюционного возвышения.

Сам процесс трансформации в новую высшую фазу, как и всякий процесс конденсации, всегда носит характер «порогового», то есть имеет природу качественного диалектического скачка. Для понимания этого порогового процесса лучше всего подходит известная теоретическая модель Фейнмана. В этой модели система испытывает фазовый переход тогда и только тогда, когда вероятность образования той или иной сплошной цепочки отождествлений квантов, охватывающей весь объект целиком становится близкой к единице.

Учитывая фрактальный характер происходящего подобная непрерывная «кривая», цепочка связанных, отождествленных квантов, непрерывно покрывая все тело целиком становится той самой «кривой Пеано»  «единичного измерения», покрывающей двух-, трех- и более -мерные объекты. Далее, поскольку отождествление квантов означает интервал, равный нулю, эта кривая оказывается той самой кривой «гениальности», «обегающей» любое заранее заданное пространство объекта (пространство решений) за нулевое собственное время.

Именно такое состояние и называется впервые возникшим «единством» нового, «высшего» объекта, связывает его в целое. Такое целое означает, в свою очередь, полное, абсолютное единство также высшего и низшего — иначе говоря, управляемость высшего низшим при полной свободе как высшего так и низшего. Это, ни в коем случае не произвол фермионной «независимости», не пресловутая «свобода выбора» часто ошибочно принимаемые за истинную свободу. Собственно говоря, на этом этапе развития низшее возвышается до высшего целиком, становясь свободным вместе с высшим. Они становятся единым целым, преодолевая фермионное «расщепление» противоречий.

Из всего сказанного следует неопровержимый фундаментальный вывод огромного, труднопредставимого значения.  В каждом из нас, как и в каждом разумном существе во Вселенной, действительно, заложены потенциальные возможности невероятного, фантастического, поистине, божественного масштаба. Каждый из нас, и в самом деле, в принципе, способен свободно, без каких-либо особых машин или орудий, летать по Вселенной со скоростью света, перемещаться во времени, превращаться в кого угодно и во что угодно, знать все и вся, творить любые чудеса, сдвигать горы и зажигать звезды. Нужно лишь УЗНАТЬ КАК.

И вот это сразу переворачивает все наши прежние представления о самой сути развития цивилизации человека.

До сих пор нам казалось что путь человека это путь творческого созидания все более и  более могучих средств преобразования Природы, пусть даже и природы самого этого человека. Теперь же оказывается, что «всё, бывшее до сих пор» было лишь нашими игрушками, играя в которые мы учились управлять собой, теми природными силами, которые заложены в нас от века. Нейтрид научит нас свободно двигаться в пространстве и времени. Искусственный Интеллект поможет развить нашу природную беспредельную гениальность и творческие способности. Теория Субъекта и универсальный язык Диал помогут раскрыть наш божественный образ, стать, поистине, свободными.

Дело за нами.
Вперед, в бессмертие!
17 февраля 2016 г.

Об авторе: Куликов Валентин Викторович, родился в 1952 году в Москве. Окончил Московский институт электроники и математики (ранее МИЭМ – «электронного машиностроения») в 1975 году по специальности «квантовая электроника», работал в Институте земного магнетизма и радиоволн АН СССР, кандидат физико-математических наук. Занимался проблемами гравитационных волн, вопросами экспериментальной квантовой лазерной и нелинейной технологии, имеет работы в области объединения Квантовой Теории Поля и Общей Теории Относительности. В течение ряда лет преподавал высшую математику (математический анализ, высшую алгебру, теорию групп и программирование) в Московском институте тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова. Основатель универсального искусственного языка транслятора идей и стимулятора открытий Диал, создатель его диалектической грамматики и семантики. Специалист в области квантовой теории пространства-времени и Теории субъекта. Автор ряда научно-фантастических повестей и романов, в которых изложил основы собственного творческого метода развития сильного мышления: «Узник Бессмертия» (М., СИНТЕГ, 1998), «Пророки Жёлтого карлика», «Храм Галактики» и др.

При оформлении статьи использовано фото из архива Д.А. Гаврилов: Валентин Куликов на трибуне XXV Циолковских чтений, 12 сентября 1990 года.