Сергей Ёлкин. О вакууме вообще и семантическом вакууме в частности

Из книги: Ёлкин С.В. Математическая онтология. Диалектика-симметрия-числа-семантический язык. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012.

В древности и в Средние века в науке и культуре строгое понятие вакуума отсутствовало, его заменяло понятие пустоты, которое трактовалось как отсутствие чего-либо. Долгое время считалось, что «природа не терпит пустоты». Наверное, это было сказано ещё до Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), впервые создавшего физику как науку. После «отца пневматики» Ктесибия (285—222 гг. до н.э.) именно этим объяснялась работа насосов. Однако после открытия Торричелли ( (1608—1647) «торричеллиевой пустоты» вакуум и вовсе перестал быть гипотетическим понятием.

Долгое время под вакуумом (от лат. vacuum – пустота) понималось состояние газа при давлениях, более низких, чем атмосферное. Появилось даже понятие «абсолютного вакуума», т. е. такого состояния материи, в котором вообще отсутствуют атомы или молекулы. Но, оказалось, что даже такой вакуум не пуст, он, по крайней мере, обладает протяжённостью – объёмом, т. е. пространственной категорией, а после открытия полей и элементарных частиц вакуум оказался густо населён. Всё это не давало покоя человеческой мысли, старавшейся изгнать всё лишнее из вакуума. Наконец, заслон этим попыткам поставило неумолимое соотношение неопределённостей Гейзенберга.

Дальнейшее развитие понятия связано с квантовой физикой, современной космологией и моделями рождения Вселенной, согласно которым всё видимое разнообразие мира произошло из вакуума, т.е. из Ничего. Здесь, на самом деле, кроется неявная подмена понятий. Из понятий пустоты и хаоса (а именно из хаоса, согласно древним представлениям, возникла Вселенная) было синтезировано новое понятие со старым названием «вакуум». Таким образом, вакуум соединил в себе два совершенно противоположных понятия: пустоты, в которой нет ничего, и хаоса, в котором есть всё, хотя и в неструктурированном виде. Современный физический вакуум в рамках стандартной модели объединения физических взаимодействий содержит три уровня организации, каждый из которых имеет свой характерный масштаб энергий, необходимых для взаимодействия с ним.

Для задач интерпретации знаков и символов нам также понадобится понятие вакуума, только семантического. Ранее это понятие вводилось В.В. Налимовым: «Изначально все возможные смыслы как-то соотнесены с линейным континуумом Кантора – числовой осью, на которой в порядке возрастания их величин расположены все вещественные числа. Иными словами, смыслы Мира спрессованы так, как спрессованы числа на действительной оси. Спрессованность смыслов – это нераспакованный (непроявленный) Мир – семантический вакуум».

Если в теории В.В. Налимова семантическое пространство рассматривается как теоретический конструкт, то Л.В. Лесков ставит задачу – найти в объективно существующем мире реальный референт семантического пространства. Учитывая свойства, которыми должен обладать подобный объект, он пришел к выводу, что таким объектом может быть определенная разновидность физического вакуума (ФВ), точнее вакуумоподобное состояние, которое он назвал «мэоном».

О семантическом вакууме пишет Михаил Эпштейн: «Лексическое поле языка достаточно разреженно и растяжимо, чтобы образовать смысловую нишу для практически любого нового слова. Парадокс в том, что чем больше расширяется язык, тем больше он пустеет и тем больше в нем появляется семантического вакуума и лексических вакансий. Язык — как резиновый шар, в котором по мере надувания происходит и отдаление словарных точек, так что появляется новая лексическая разреженность, требующая заполнения (эта же резиновая модель используется и для описания нашей инфляционной вселенной, в которой постоянно рождается новая материя, галактики, звезды, и все-таки плотность вселенной в целом уменьшается по мере ее расширения).»

Вадим Сысуев подходит к семантическому вакууму более конкретно: «Семантический вакуум — ситуация, когда вокруг общаются на непонятном языке. Смеются над непонятными вам вещами, и над вами, неясно почему. Грустят, услышав непонятную фразу. Такое состояние непонимания переживает ребенок, когда он наблюдает поведение окружающих его взрослых людей» (psy-two.narod.ru/flashes03.html).

Так или иначе, но понятие абсолютного «Ничто» даже в философии выглядит весьма противоречивым. Казалось бы, как  можно обсуждать то, чего нет вообще? Ведь если его нет, в принципе, нигде, то нет его и в наших собственных рассуждениях о нем… Так что единственным предметом обсуждения оказывается именно «семантический вакуум», т. е. просто отсутствие информации о предмете обсуждения. Весьма показательно, что сам этот предмет в значительной степени произволен, что как раз и открывает саму возможность именно абстрактного, формализованного описания предмета. Так, в уже упомянутом контексте физики речь идет, очевидно, об отсутствии «наблюдаемой материи», т. е., проще говоря, о нулевой информации о предмете, которым физика, собственно, и занимается, информации о физически регистрируемой материи.

Поскольку мы здесь рассуждаем об информации «как таковой», речь у нас пойдет о контексте, по необходимости, более широком, нежели физический. Этот общий контекст может быть в любое время сужен до того или иного более конкретного, будь то физика или, скажем, психология познания.

Для задачи адекватной интерпретации конструкций семантического языка, необходимо различить вакуумные структуры. Предположим существование четырёх семантических вакуумных конденсатов, относительно самостоятельных и различающихся величиной некой динамической характеристики, аналогичной энергии в физике.

Первый семантический вакуумный конденсат предположительно имеет объективный физический статус и его исследование относится к области физических моделей. Вкратце можно сказать, что каждое событие в материальной вселенной можно рассматривать как знак, существующий в контексте других событий и определяющий своё значение через взаимодействие с ними и приборами наблюдателя. Для его «распаковки» требуется энергия физического взаимодействия с данной реальностью.

Второй семантический вакуумный конденсат имеет объективно–субъективный характер непознанных смыслов — это гносеологический вакуум. Он «распаковывается» при взаимодействии с познающим субъектом в процессе теоретической деятельности, проявляя свои потенциальные, виртуальные смыслы.

Третий имеет относительный, субъективный характер — это вакуум личного, индивидуального или группового познания. Он легко наблюдаем, когда человек попадает в чужую языковую среду, неважно иностранный ли это язык или это язык науки или иной предметной области, незнакомой для субъекта деятельности.

Четвертый относительный семантический вакуум легко проявляет себя, когда слово попадает в чужое для него окружение. Это – вакуум абсурда. Он имеет относительный характер, так как всегда при надлежащем усилии интерпретаций или в ином контексте абсурд может стать осмысленным.

Об авторе: Ёлкин Сергей Владимирович (1958 — 2018). Родился в Москве, окончил факультет Экспериментальной и теоретической физики Московского инженерно-физического института, аспирантуру (1989–1992). Кандидат физико-математических наук. Работал и преподавал в МИФИ на разных должностях: ассистент, ст. преподаватель, доцент (1996–2012). Начальник лаборатории Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН (2003–2010), зам. директора Института экономических стратегий РАН по научной работе (2011–2012). Автор и соавтор пятнадцати монографий по теории творчества, физике, машинной и теоретической лингвистике, экономике, около 120 научных публикаций, 5 авторских свидетельств на изобретения, 3 авторских свидетельств на компьютерные программы. Создатель алгебры Y-чисел, основы которой изложены в одной из ранних работ автора — «К вопросу об информационной физике» в 1997 году, а подходы освещены уже в 1994‑м и развиты в последующих более строгих статьях и книгах. Один из разработчиков (вместе с В.В. Куликовым и Д.А. Гавриловым) универсального языка междисциплинарного общения, языка-транслятора и классификатора изобретательских идей Диал (с нач. 1980‑х гг.).


[1] РИНЦ лишь отчасти отражает его многогранную научную деятельность: elibrary.ru/author_items.asp?authorid=152641.