Гаврилов Д.А. Из практики обучения универсальному языку Диал, междисциплинарному транслятору и классификатору знаний

Вступительная статья к книге: Подоплелов А.М. Реализуемость положений «Игры в бисер» Германа Гессе на примере универсального искусственного языка-транслятора Диал / Под ред., вступ. ст. Д.А. Гаврилова / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2022. — 72 с. ISBN 978–5–93883–475–0

В этой публикации читатель найдёт своеобразный взгляд на Диал от ученика Сергея Ёлкина, и я, увы, не был свидетелем, как проходило это обучение в знаменитом МИФИ. При чтении текста у меня возник некоторый понятийный диссонанс с тем, как я это воспринял от основоположника Диала кандидата физико-математических наук Валентина Викторовича Куликова в 1986-1987 годах, и как мы это после развивали вместе с названными и трактовали ещё много лет[2]. Но я преодолел гносеологический барьер, чего желаю и заинтересованному читателю. Тот, кто знаком с нашими новейшими публикациями по языку Диал, должен готовиться к некоторым трудностям.

Работа Александра Михайловича Подоплелова интересна тем, что не испытывает на себе практически никакого влияния трёх основных соразработчиков, то есть является его личностным видением, осмыслением, трактовкой и срезом пласта знаний в отношении универсального языка Диал. Когда мне попалась на глаза рукопись, я изначально хотел очень многое в ней исправить красной ручкой и скорректировать, приведя в соответствие с собственным нынешним взглядом на проблему. Но я, пораздумав над рукописью, преодолел соблазн и счёл правильным ограничиться частными сносками и вопросами, которые при скором грядущем переиздании в составе, надеюсь, основательного тома по дополнениям к «Основам системного и критического мышления» ещё предстоит обсудить с автором книги.

Будучи немало лет оторванным от основной московской группы владеющих Диалом и развивающих этот язык, автор пошёл собственным любопытным и самобытным путём. Его не коснулись новые веяния последних нескольких лет, инициированные основоположником языка…

Само по себе это исследование достойно изучения и осмысления, поскольку не во всех случаях коллективный разум может торжествовать над личностным знанием.

Я был в составе участников второй и самой большой группы развивающих Диал с октября 1986 в половину сотни человек, оказавшись в ней за 12 лет до знакомства автора данной книги с нашим языком Диал. И из той группы я выкристаллизовался один. А преподаватель и педагог Сергей Владимирович Ёлкин, научный сотрудник МИФИ, был на 1986 год единственным из оставшихся от самой первой группы Валентина Викторовича Куликова, которая толком и Диалом не занималась, а распалась после объявления о необходимости создания универсального языка для научного штурма проблемы «овердрайва»[3].

Когда мы недавно в 2022 году дистанционно обсуждали рукопись Подоплелова с Валентином Викторовичем, тот признался мне, что, разрабатывая универсальный язык Диал, «ровным счётом ничего не читал из Лейбница, руководствуясь исключительно великим Гегелем и его “Наукой логики”»[4]. В этой связи изначальный заход автора данной книги базируется на его собственных предпочтениях и ассоциациях. Собственно и Германа Гессе в 1980-х  в расчёт не принимали.

Что касается Лейбница, то, в самом деле, ещё в своей диссертации он обосновывал значимость универсального языка и подчёркивал необходимость развития искусства изобретения[5], что, несмотря на некоторую наивность, было по тем временам абсолютным научным прорывом в будущее. Но сам я ни разу не слышал никогда от основоположника языка имени Лейбница, впрочем, как и Гессе. Поэтому такие аналогии опять же «на совести» автора сей книги, и это его полное право.

Путь, предложенный основоположником, нашёл воплощение не только в тех факультативных собраниях — когда по квартирам, когда по студенческим общежитиям, — середины 1980-х, но и в занятиях, проводимых на базе МИФИ в конце 1990-х и начале 2000-х покойным Сергеем Владимировичем.

Отрадно, что столь давно брошенное им семя нового знания вдруг проросло и в определённый момент, значит, время приспело, возвращает в этот мир сторицей осмысленное его учениками, которым тоже, увы, за сорок, а мне самому шестой десяток лет.

Так или иначе, Диалу обучены сотни, а то и тысячи человек. А количество, согласно неумолимому диалектическому закону, перейдёт в новое качество.

С 2018 по 2021 год мне довелось вести факультативные курсы по универсальному языку Диал в рамках «Начал сильного мышления» при факультете комплексной безопасности ТЭК Губкинского университета[6], а с сентября 2021 года овладение этим супероператорным методом является модулем учебной дисциплины «Основы системного и критического мышления»[7].

Я надеюсь, что в свой черёд автор данного исследования ознакомится с новейшими нашими публикациями и скорректирует имеющееся у него на данный момент немного «архаичное» видение проблематики. Это не умаляет независимости взгляда и  своеобразия данной публикации, продолжающей и исследования Сергея Владимировича Ёлкина, и демонстрирующей высокий уровень исследовательского мастерства и пытливости Александра Михайловича Подоплелова. Поэтому данная публикация будет полезна для отличников, освоивших дисциплину «Основы системного и критического мышления», и, конечно, тех, кто некогда тоже изучал универсальный язык Диал.


[1] Памяти С.В. Ёлкина // Речевые технологии. №№ 1-2. 2018, С. 112-113.

[2] Гаврилов Д.А. Вхождение в язычество // Северная Традиция. Священный остров Руян: сборник. М.: Социально-политическая мысль; НИО «Северный ветер», 2008, С. 45-47.

[3] Куликов В.В. Новые физические принципы движения в пространстве и контакты с ВЦ: Докл. на XXV Чтениях, посвящённых разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Симпозиум «Проблемы поиска жизни во Вселенной». Калуга, 12.09.1990; Куликов В.В. Новые информационно-физические принципы движения в пространстве и контакты с ВЦ // VI Международный форум по информатизации МФИ-97: Материалы конгресса «Общественное развитие и общественная информация». М.: МИФИ, 1997. С. 55–58. См. также: Куликов В.В., Гаврилов Д.А. Великая симметрия Космоса. М.: Вече. 2021.

[4] Диалектиков типа Платона и Гегеля традиционно всей душой ненавидят эффективные приказчики, ортодоксальные математики и программисты, предпочитая куда более понятную и ясную их шаблонному уму формальную логику Аристотеля. Но я всё же предлагаю читателю когда-нибудь обратиться к этой величайшей из самых непонятых книг мира, как одному из  первоисточников Диала: Гегель Г.В.Ф. Наука Логики. Спб.: Наука, 1997.

[5] Майоров Г.Г.  Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М.: МГУ, 1973. С. 240–248.

[6] Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 2: Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. C. 70209.

[7] Гаврилов Д.А. Из практики экспериментальных курсов по началам сильного мышления // PHILOSOPHIA. 2020. #2 (10) / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2020. С. 202–234. ISSN 2713-248X. Гаврилов Д.А. Об итогах экспериментального курса по началам сильного мышления: февраль – июнь 2021// PHILOSOPHIA. 2021. #1 (11) / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2020. С. 149–155. ISSN 2713-248X.

Об авторе статьи: Дмитрий Анатольевич Гаврилов, методолог, специалист по эвристическим методам творчества и развитию сильного мышления, один из трёх разработчиков универсального языка-классификатора и междисциплинарной трансляции знаний Диал. Соавтор изобретений в области логических игр. Родился в 1968 году Москве. Окончил в 1993 году Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева. Автор и соавтор более 40 изданных научно-популярных и научных книг, в том числе по традиционной культуре славян и других индоевропейцев, автор ряда фантастических романов, сборников песен и баллад. Член Рagan Federation International (c 2009 г.). Действующий координатор и соучредитель Научного и творческого объединения «Северный ветер» (ранее — одноимённого научно-исследовательского общества, с 2007 г.). Имеет учёную степень по философии (философская антропология и философия культуры), Член Союза писателей России и Московской городской организации Союза писателей России. С 2021 года один из ведущих курса «Основы системного и критического мышления» при факультете комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (ранее — с 2018 по 2021 годы — под названием «Начала сильного мышления»), ассистент кафедры управления безопасностью сложных систем.