В 1790 году вышла работа Иммануила Канта «Критика способности суждения»

Этот научный труд примечателен тем, что является единственной книгой великого философа по эстетике. К написанию «Критики способности суждения» Иммануил Кант приступил ещё в 1787-ом. На тот момент он уже семнадцать лет служил профессором философии университета в Кёнигсберге (и пребывал в таком качестве вплоть до 1801 года).

Как пишет исследователь творческого наследия Канта А.В. Гулыга: « За годы работы в университете Кант прочитал 268 лекционных курсов; в том числе логику — 54 раза, метафизику — 49 раз, физическую географию — 46, этику — 28, антропологию — 24, теоретическую физику — 20, математику — 16, право — 12, энциклопедию физических наук — 11, педагогику — 4, механику — 2, минералогию — 1, теологию -1. Эстетику Кант не читал ни разу, но… он не был чужд художественным материям и рассуждениям на эту тему.

Жизнь Канта была бедна внешними событиями. Он никогда не покидал Восточной Пруссии (хотя, великолепно зная географию, мог увлекательно рассказывать о любых уголках земли), он не был женат (хотя в молодости увлекался женщинами, на этот счёт существуют достоверные свидетельства). Внутренняя жизнь Канта была напряжённой и содержательной. Это находило выражение в его литературной деятельности, которая началась ещё в студенческие годы… »

Изначально, приступая к работе, автор предполагал совершенно иное название для своего детища, а именно «Основные положения критики вкуса». Но по мере продвижения от начала к завершению книги он стал понимать, что это наименование не отвечает содержимому.

К 1787 году «философская система Канта обретает законченные контуры. Она делится на три части в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способности желания»). К этому времени уже написаны «Критика чистого разума» и «Критика практического разума», где изложены первая и третья составные части философской системы — теоретическая и практическая. Вторую, центральную Кант пока называет телеологией. Затем телеологии придётся потесниться: рядом с ней, точнее впереди неё расположится эстетика, вместе они составят «Критику способности суждения»» — пишет А.В. Гулыга. — «Единый подход к живой природе и художественному творчеству на основе принципа целесообразности — одна из основных идей «Критики…» Это было новое слово в эстетике».

Кант отмечал: «Воспринимая произведения прекрасного искусства, следует сознавать, что это искусство, а не природы; однако целесообразность его формы всё-таки должна представляться столь свободной от всякого принуждения произвольных правил, будто оно есть продукт природы (179)».

Иоганн Вольфганг Гёте высоко оценил новую книгу Иммануила Канта: «В мои руки попала «Критика способности суждения», и ей я обязан в высшей степени радостной эпохой моей жизни. Здесь я увидел самые разнообразные мои интересы, поставленные рядом: произведения искусства и природы трактовались сходным образом, эстетическая и телеологическая способность суждения взаимно освещали друг друга».

«Феномен красоты гибнет от неумелой руки, нарушающей созданную художником гармонию, «целесообразность». Осмысливая это, Кант предупреждал, что в будущем люди всё больше и больше станут отдаляться от природы, поставив и её существование, как высшее произведение искусства, под угрозу. Как нельзя вторгаться в жизнь художественного организма, так нельзя нарушать гармонию природы, сложившееся в ней целесообразное равновесие…. Культурой Кант называет только то, что служит благу человека, или в современной терминологии, систему гуманистических ценностей. «Культуру умения» Кант противопоставляет «культуре воспитания». Внешний, «технический» тип культуры он называет цивилизацией». Кант видит бурное развитие цивилизации и с тревогой отмечает её отрыв от культуры».

Подробнее см.: Гулыга А.В. Эстетика Канта / Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. C.9-35.