Нурали Латыпов. О научении по подражанию. Из архива телепередачи «Мнения Знатоков»
Сейчас немного о гениях и предпосылках творческого мышления. Однажды гениального изобретателя Эдисона попросили расписаться в книге для почётных посетителей. В графе «Чем интересуетесь?» он написал: «Всем». В анкетах, по которым Эдисон отбирал поступающих к нему на работу, были такие вопросы: «Как изготавливается серная кислота?», «Какое напряжение тока применяется в трамваях?», «Кто был Плутарх?», «Где находится Волга?». Сам Эйнштейн, знакомясь с его требованиями для кандидатов, отметил, что вряд ли сдал бы такой экзамен. Эйнштейн вполне справедливо полагал: все нужные сведения любой человек может почерпнуть в любом хорошем справочнике.
Нужно, правда, знать, где и что искать. А далее — что делать с имеющимися сведениями? И это уже касается умения мыслить.
Не всем суждено стать великими учёными или изобретателями, но солидную дозу творческих способностей может развить в себе каждый. Современное образование обязано это учитывать. И обеспечивать. Требуется не просто сформулировать проблему, стоящую перед обществом. Необходимо развить и сделать общедоступной методику воспитания творческого склада мышления.
Вопрос этот столь важен для нас, что заставляет вспомнить слова государственно мыслящего персонажа братьев Стругацких: «… если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто не имеем права пускаться в рассуждения о молекулярных флюктуациях — мы обязаны предположить, что где-то рядом объявился чёрт с рогами, и принять соответствующие меры, вплоть до организации производства святой воды в производственных масштабах».
«Святая вода» в данном случае — наша общая активная работа по развитию творческого мышления — детей, школьников, студентов. А купель — та живительная среда творцов, изобретателей, учителей, социум, в котором человек преображается, воспитанный им.
Это необходимо сейчас, на пороге очередного — информационно-технологического — этапа в истории цивилизации. Это нужно всей стране и каждому её гражданину. Увы, наше общество не осознаёт важность такой задачи. Возможно, потому, что и по сей день в России творческие способности толком не востребуются. И по-прежнему не престижны.
Общественный спрос — это ключевой стимул к творчеству. Владимир Эфроимсон в книге «Предпосылки гениальности» дал такой пример:
«Гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности развития и реализации. Одной из таких оптимальных эпох был век Перикла, у которого за столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Фидий — почти все коренные граждане Афин, выделенные из её свободного населения, едва ли из пятидесяти тысяч граждан». Население уездного российского городка.
Примем во внимание, что творчество музыкальных гениев древних Афин не дошло до нас. Что гении естественнонаучные, математические и технические почти не могли реализоваться, а почитались полководцы, политики, ораторы, драматурги, философы и скульпторы. Только на них был социальный заказ. Словом, в ту эпоху в Афинах могла развиваться и реализоваться едва ли пятая доля свободнорождённых потенциальных гениев.
В Афинах, кстати, вовсе не собирались величайшие умы эллинского мира. Афинское гражданство давалось нелегко — только уроженцам города, а дети от брака афинянина с неафинянкой — метеки — не считались гражданами Афин.
Тот же Эфроимсон подчёркивает: «Почти все названные выше гении сформировались на месте, в результате социальной преемственности, общения друг с другом, благодаря тому, что понимание и «спрос» их творчество встречало не только в кругу ценителей, но и со стороны народа».
Именно эти креативные — иррациональные с точки зрения толпы — личности задавали образцы общественного поведения и социальной мысли.
Согласно французскому социологу Габриэлю Тарду, общество есть продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Это взаимодействие выражается в передаче людьми друг другу — и усвоении каждым из них — навыков, знаний, верований, убеждений, желаний, а также передаче этих образцов поведения творческими личностями всему обществу. «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что даёт ей цену» — говорил сам Александр Македонский, преуспевший в философии и геометрии, казалось бы, никак не связанных с искусством управления государством.
У нас многие лелеют надежду на то, что развитие информационных технологий позволяет пользоваться уже готовыми решениями. Но это — тупиковый путь. И не только потому, что «лечащийся по справочникам погибнет от опечатки». Главное — жизнь каждый день ставит новые задачи. Готовых решений для них не найти ни в учебниках, ни в информационных сетях.
Даже если общество и приемлет новое, совершенно недостаточно поставить в каждом доме компьютер, подключённый к Интернету. Нужно научить думать других и научиться мыслить самому. Нужно включить и подключить к общемировой сокровищнице знаний — и на приём, и на передачу — собственный мозговой «компьютер».
И конечно, хорошо бы вживую вариться если не среди гениев, то в таком креативном котле идей и людей, чтобы из Иванушки превратиться в царевича, а собственное обыденное мышление обратить в творческое. Но это, как писали те же Стругацкие, уже другая история.
Об авторе: Латыпов Нурали Нурисламович, кандидат философских наук, методолог, писатель. Окончил Ростовский государственный университет (биологический и физический факультеты), специализация: нейрофизиолог. Затем — очную аспирантуру кафедры философии естественных наук, МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор и соавтор более 25 книг по развитию творческого мышления и тренингу интеллекта, поиску нешаблонных решений в разных сферах деятельности общества. Соавтор ряда изобретений в области электронных коммуникаций. Многократный обладатель Гран-при международных выставок креативной графики. Обладатель первого в истории клуба и телеигры «Что? Где? Когда?» приза «Хрустальная сова».
23 сентября 2008 года