Вассерман А.А. «Целостная картина мира. Необходимость холистического подхода»
Эксклюзив! Избранная лекция А.А. Вассермана, прочитанная им первокурсникам факультета комплексной безопасности ТЭК Губкинского университета в 2021 году в рамках уникальной дисциплины «Основы системного и критического мышления». В 2022 году готовится к изданию уже 2-ой том оригинального учебника, в котором, как и ранее, будет представлено несколько лекций Анатолия Александровича Вассермана.
« … Здравствуйте! Сейчас про главный на мой взгляд инструмент понимания.
С незапамятных времён и до недавних дней вся система образования постепенно развивалась в направлении формирования целостной картины мира. Что в неё входит? Прежде всего — понимание того факта, что всё наблюдаемое нами многообразие явлений и процессов сформировано взаимодействием сравнительно немногих закономерностей, поддающихся изучению и пониманию. Далее — само знакомство с этими закономерностями, механизмами их взаимодействия, вариантами проявления. Наконец — умение работать со всем изученным, выводить из закономерностей отдельные факты (не только те, что легли в основу закономерностей, но и бесчисленные другие). Кто владеет всем этим хотя бы в самых общих чертах, тот уже знает о мире очень многое.
Приведу любимый мною пример. Ещё строители египетских пирамид и землемеры полей, где, в частности, выращивали пшеницу и ячмень для уплаты наёмным строителям натурой, знали, что треугольник со сторонами три, четыре и пять любых единиц длины — прямоугольный. Примерно два с половиной тысячелетия назад Пифагор Мнесархович Самосский обобщил этот факт — доказал, что в любом прямоугольном треугольнике сумма квадратов сторон, прилегающих к прямому углу, равна квадрату третьей стороны. Смею заверить: понять хотя бы одно из накопленных с тех пор доказательств теоремы Пифагора не сложнее, чем заучить размер египетского прямоугольника. Если присоединить к ней некоторые сведения из теории решения уравнений в целых числах, разработанной в третьем веке нашей эры неким Диофантом из Александрии в книге «Арифметика», то получаются формулы расчёта бесконечного количества целочисленных соотношений сторон прямоугольных треугольников (в Википедии есть статья «Пифагорова тройка»): лично я помню ещё соотношение пять — двенадцать — тринадцать. Простые формулы вместо зубрёжки чисел.
Другой пример. Мой отец, умерший двенадцатого мая от коронавируса на девяностом году жизни, шесть десятилетий был в десятке учёных всего мира, занимающейся разработкой новых методов составления уравнений состояния. Эти уравнения связывают давление, температуру и плотность вещества. Заодно можно несложными математическими преобразованиями узнать многие другие свойства того же вещества. Уравнение составляют по нескольким сотням, а для особо важных веществ тысячам, экспериментальных данных. Но когда оно уже составлено, по нему можно найти состояние вещества в любых условиях, порою даже заметно выходящих за пределы области эксперимента. В простейших уравнениях всего несколько коэффициентов, а для описания свойств с точностью не худшей, чем у современных экспериментаторов, нужно несколько десятков коэффициентов. Зато рассчитать по ним можно десятки и сотни тысяч данных, необходимых для проектирования тепловых двигателей, нефте- и газопроводов, термохимических установок, включая всю нефтепереработку, и многих других жизненно важных систем. Одна закономерность заменяет бесчисленные довольно сложные опыты. Кстати, полвека назад, когда нынешнего изобилия вычислительной техники ещё не было, рабочая группа, куда входил мой отец, выпустила более десятка томов государственных стандартных справочных данных — таблиц рассчитанных по уравнениям свойств многих технически важных веществ в нескольких десятках тысяч точек. Их переиздавали, например, в Соединённых Государствах Америки аж до конца прошлого тысячелетия. Но постепенно их вытеснили программные комплексы, выдающие свойства в конкретной точке на основе всё тех же уравнений. Отец участвовал и в разработке нескольких таких комплексов.
На основе целостной картины мира легко усвоить сведения, необходимые для любой конкретной деятельности: ведь она показывает взаимосвязи конкретных обстоятельств с действиями, нужными в данных обстоятельствах. Даже собаку или голубя можно выучить нажимать определённую кнопку в ответ на определённый сигнал, порою довольно сложный. Но человек отличается от большинства прочих животных как раз пониманием смысла сигналов, причин их возникновения, и поэтому способен определить, как действовать в ответ на сигнал, ранее вовсе не встречавшийся ему.
Меня знают в основном по участию в телевизионных интеллектуальных играх. На самом деле куда больше играю в спортивных турнирах, отпочковавшихся от телепередач. В частности, в еженедельных турнирах по спортивной версии «Что? Где? Когда?» участвует более четырёх с половиной тысяч команд: примерно треть в Российской Федерации, ещё треть в остальной России, остальные в паре десятков стран дальнего зарубежья. Но почему все эти игры называют интеллектуальными? Потому что вопросы в них, как правило, не на знание, а на размышление. В каждый вопрос редакторы вводят зацепки, позволяющие выйти на ответ рассуждениями, опирающимися на заведомо известные сведения. Вот эти-то рассуждения требуют учёта многих закономерностей, порою весьма разносторонних. Целостная картина мира позволяет чувствовать нужные в каждом данном случае взаимосвязи.
С начала девяностых годов работаю, помимо прочего, политическим консультантом. Ещё ни один пользовавшийся моими советами не имел повода пожалеть о них. Наоборот, некоторые видные руководители работают со мною — точнее, с группой консультантов, куда я вхожу — по многу лет. Дважды за всё это время — в октябре девяносто восьмого и январе девяносто девятого — мой прогноз по конкретным вопросам оказывался прямо противоположен единогласию всех публичных высказываний. Оба раза прав оказался именно я, и клиент, действовавший на основе моих решений, получил колоссальную пользу. Потому что я оба раза привлёк в рассмотрение темы, казавшиеся прочим аналитикам не относящимися к делу. То есть моя картина мира оказалась целостнее прочих, позволила мне проследить неочевидные взаимосвязи.
Увы, целостная картина мира очень полезна тем, у кого она есть, но изрядно мешает тем, кто хочет манипулировать другими. Например, знакомый с основами биологии воспримет надпись на упаковке подсолнечного масла «без холестерина» как «мы покупателей за лохов держим»: ведь в растительных жирах вообще не может быть холестерина! Уж и не говорю о политической рекламе в стиле печально знаменитого «каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке»: ведь многие принимают автора этой фразы — несомненно блестящего актёра — всерьёз, не понимая, что баб в стране куда больше, чем мужиков, по многим серьёзным причинам, а уж мужик с бутылкой довольно скоро перестаёт быть нужен даже самой неприхотливой бабе.
По мере совершенствования методов манипуляции сознанием целостная картина мира всё отчётливее осознавалась как препятствие для них. Конечно, вывихнуть мозги можно и тем, у кого такая картина есть — но гораздо сложнее. Поэтому в странах, всё ещё почему-то именующих себя развитыми, вот уже полвека бизнес и политика всею своею мощью давят на образование, разворачивая его в сторону не формирования, но разрушения картины. И уже через пару десятилетий достигнуты впечатляющие результаты.
Человек, закончивший очень среднюю школу в Соединённых Государствах Америки, а потом болонизированный на всю голову институт в Европейском Союзе, по сути учебных программ этих глубоко уважаемых друг другом учреждений должен не просто не иметь целостной картины мира, но не иметь даже возможности предположить, что такая картина возможна. Он должен воспринимать мир как россыпь ничем не связанных между собою фактов. В такую россыпь очень легко подбросить любую фальшивку. От надписи «не содержит ГМО» при том, что все употребляемые нами растения и животные — результат множества стихийных генных модификаций на протяжении всей истории земледелия и животноводства, до парниковой теории глобального потепления, впервые опровергнутой ещё в тысяча девятьсот девятом году.
Кстати, сейчас множеством независимых методов доказано, что так называемые парниковые газы, то есть вещества, интенсивно поглощающие инфракрасное излучение, не нагревают, а охлаждают поверхность Земли. Потому что поглощают инфракрасное излучение от Солнца и переизлучают его во все стороны, то есть половина отправляется обратно в космос. На один квадратный метр поверхности, находящейся на уровне земной орбиты и перпендикулярной солнечным лучам, падает тысяча триста семьдесят ватт, а на такой же квадратный метр непосредственно на поверхности Земли — всего тысяча сто: остальные двести семьдесят не доходят до нас как раз благодаря парниковым газам. А от поверхности тепло уносится в основном не излучением, а конвекцией — подъёмом нагретого и поэтому менее плотного воздуха. Но в мире раскручивается очередная зелёная истерика: не допустим углекислый газ в атмосферу! Хотя, кстати, по сравнению с водяным паром вклад углекислоты в поглощение инфракрасного излучения ничтожно мал. Причина массированной лжи очевидна: её организавры хотят взять под свой контроль всю мировую энергетику, а через неё всё мировое производство. Но это нам с вами очевидно благодаря целостной картине мира, учитывающей взаимосвязи энергетики со всем прочим хозяйством. А те, кто думает, будто электричество рождается прямо в розетке, вовсе не задумываются о желаниях самозваных контролёров.
Увы, примерно четверть века назад тоталитарная секта «либералы» начала и в России в целом, и в Российской Федерации в частности насаждать те же разрушительные перемены в образовании, что и на благословенном самим собою Западе. Система, нацеленная на формирование целостной картины мира, в целом ещё держится, но многие опоры уже разрушены. В особо продвинутых заведениях вроде факультета журналистики МГУ и Высшей школы экономики уже практически достигнут новомодный идеал разрушения мира в мозгу.
По счастью, целостную картину мира можно формировать и самостоятельно. Я, например, подобрал список из четырёх книг: не буду диктовать, каких именно — просто нагуглите «Вассерман», «целостная картина мира», «четыре книги». Если их в указанном мною порядке прочесть и тщательно продумать, то выстроится общий контур картины. А когда он уже есть, то каждый новый факт укладывается в картину как в пазл, дополняет её, совершенствует.
Если же факт не укладывается в картину — значит, либо он неверен, либо в самой картине что-то не в порядке. Мне, например, пришлось в середине двухтысячных пересмотреть ту часть своей картины мира, что связана с общественными науками: экономика, политика, история… Слишком уж много накопилось противоречащих ей фактов, и уже нельзя было счесть их ошибками. Ещё несколько лет ушло на строгое доказательство того, что ключевой догмат тоталитарной секты «либералы» — вера в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество — гарантированно порождает рекомендации, несовместимые с жизнью. Но если бы целостной картины мира у меня вовсе не было — я бы и не заметил противоречия фактов догматам.
Весьма полезны для формирования целостной картины мира интеллектуальные игры. Я уже говорил, что в них приходится постоянно искать нетривиальные связи между разрозненными фактами. Не зря участники таких игр в среднем заметно успешнее людей без такого опыта. Потому и заметную часть нашего курса составляет игровой материал.
Ещё несколько веков назад целостная картина мира образованного человека включала едва ли не все известные тогда факты. Потом их накопилось столько, что холистический — целостный — подход сочли устаревшим и перешли к узкой специализации. По счастью, по мере накопления фактов проясняются охватывающие их закономерности, так что целостную картину мира можно сформировать уже на основе не разрозненных сведений, а их обобщений. Например, великий систематизатор Дмитрий Иванович Менделеев прославился во многих науках — не только в химии — как раз благодаря тому, что переходил от фактов к закономерностям. Уверен, каждому из вас предстоит в дальнейшей работе самостоятельно выявлять новые закономерности, не изученные заблаговременно. Главное — помнить: целостная картина мира всегда была и всегда будет посильна каждому. А раз посильна — опирайтесь на неё. Надеюсь, ещё что-то про систему мышления расскажу».
Об авторе: Вассерман Анатолий Александрович. Родился в 1952 году в г. Одесса. Окончил в 1974 году Одесский технологический институт холодильной промышленности (ныне — Одесская государственная академия холода). Факультет: Теплофизика. После окончания института работал программистом Научно-исследовательского сектора одесского НПО «Холодмаш», а с 1977 по 1996 годы — в НПО «Пищепромавтоматика», пройдя путь от инженера второй категории до старшего научного сотрудника. Руководил разработкой программного обеспечения автоматизированных систем управления технологическими процессами, как системный программист. Одновременно: с 11.1991 — журналист различных СМИ. С 1996 — редактор еженедельника «Компьютерра», с 1997 по 1999 годы — корреспондент ежемесячника «Домашний компьютер». В те же годы консультант Образовательного учреждения «Центр Интеллектуального Тренинга» и НО «Фонд Идей XXI века», а с 2000 по 2004 — эксперт «Фонда…». В 90-е годы участник создания (под руководством Нурали Латыпова) креативной группы «Научно-исследовательский Центр информационных технологий». Она осуществляла независимый поиск и качественную оценку инновационных решений разных проблем по заданиям главы Правительства Москвы Ю.М. Лужкова. В составе «команды Латыпова» неоднократно оказывал консультационную и прочую поддержку разным кандидатам на выборах высокого уровня, что неизменно благотворно сказывалось на их результатах, а в ряде безнадёжных, казалось бы, случаев — всё равно приводило к победе. В группе советников ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» совместно с Д.А. Гавриловым, Н.Н. Латыповым и С.В. Ёлкиным с 2011 года по 2014 год осуществлял мероприятия по «апгрейду» мышления ИТР и управленческого состава, фронтальное тестирование сотен учащихся профильных университетов Ухты, Тюмени, Уфы, Москвы. Неоднократно участвовал в мероприятиях по развитию креативности персонала (тренингах, мастер-классах, семинарах и деловых играх) организаций группы ОАО «ЛУКОЙЛ». С марта 1983 года принимает участие в интеллектуальных играх (изначально — только в спортивных, а с октября 1989-го — и на центральных каналах телевидения). В телевизионной «Своей игре» одержал пятнадцать побед подряд в 2001–2002 гг., стал лучшим игроком десятилетия в 2004 году. Пятикратный чемпион Украины по спортивной версии «Своей игры» (2005, 2006, 2010–2012). Пятикратный чемпион Москвы по спортивной версии «Своей игры» (по версии клуба «Неспроста»). Серебряный призёр «Знатокиады» (Всемирных игр знатоков) 2010 года по «Своей игре». В составе разных команд становился победителем и призёром различных соревнований в спортивной версии «Что? Где? Когда?» (в частности, 2 раза побеждал в телефонном чемпионате бывшего СССР, 5 раз в кубке Украины и 5 раз в чемпионате Украины). В 2006–2010 гг. — телеведущий авторской познавательной программы «Мнения Знатоков» (совместно с Нурали Латыповым) на ТВ «Столица», в общей сложности эфир увидели более 400 выпусков. В 2011–2012 гг. — ведущий авторской программы «Реакция Вассермана» в утреннем блоке передач НТВ, в 2012–2013 гг. — ведущий совместно с Е.С. Холмогоровым еженедельной авторской программы на НТВ под тем же названием. В 2012–2015 гг. — ведущий программы «Беседка с Анатолием Вассерманом» на радиостанции «Комсомольская правда». В 2012–2017 гг. — ведущий еженедельной авторской программы «Открытым текстом» на канале РенТВ; с 2018 г. программа переведена на телеканал «Известия» с увеличением общей продолжительности примерно в полтора раза. С осени 2006 г. ведёт колонку (статью фиксированного объёма в каждом номере с содержанием по выбору автора) в «Бизнес-журнале»; там, в частности, рассмотрены многие фундаментальные экономические закономерности, получены нетривиальные выводы. В разное время бывал колумнистом ещё нескольких изданий и сайтов. В частности, с марта 2021 г. дважды в неделю ведёт колонку на сайте Федерального агентства новостей. Автор и соавтор не менее 25 изданных книг, охватывающих широкий круг вопросов — от истории и аналитики до изобретательства. На 2021 год аналитик научно-образовательного центра новых информационно-аналитических технологий и руководитель междисциплинарной творческой «Лаборатории системного и критического мышления» при факультете комплексной безопасности ТЭК Губкинского университета. Соавтор и редактор учебника: Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В. и др. Системное и критическое мышление / Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В., Ёлкин С.В., Юшин А.О. / Под общ. ред. А.А. Вассермана; составители: Д.А. Гаврилов, А.В. Воробьёв / Факультет комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2021. 560 с. ISBN 978-5-6046647-0-4.