Олег Столяров. Мистический круговорот. Опыт рецензии на плутовской роман Дмитрия Гаврилова «Счастье за грош»

«Счастье за грош»[1] — произведение, созданное на пересечении различных литературных традиций и стилей. Здесь мы распознаём и гоголевский стиль, и гофманский — его манера изложения сюжета сразу видна невооружённым глазом, и, кстати, бальзаковский (не случайно вспоминается «Шагреневая кожа»), булгаковский (чертовщина «Мастера и Маргариты» просматривается, «Роковые яйца» и «Собачье сердце» идут устойчивым фоном). Возникает и Пьецух — роман «Новая московская философия».

Хочется отметить, что Дмитрий Гаврилов замечательно продолжает славные литературные традиции. Читатель встречается с лихо закрученным сюжетом, когда писатель в самой последней главе, буквально на самых последних страницах даёт толкования и расшифровки тех событий, которые интриговали нас на протяжении всего повествования. Это очень профессионально и здорово, правильно с точки зрения мастерства, поскольку до самой развязки автор постоянно держит читателя в напряжении — читателю интересно, и писатель намеренно подогревает этот интерес, как раз, теми событиями, что разворачиваются в повествовании. Надо отметить, что это — безошибочно грамотный, весьма удачный литературный приём.

Что главное в повествовании? — Мистика? — Возможно, и она. Мистификация начинается уже хотя бы с того, что изначально роман представлен автором под псевдонимом «Дия Бурова»[2]. Мистические совпадения и далее играют немаловажную, сюжетообразующую роль. Переплетения судеб героев подчас восхищают даже самого искушённого, требовательного, взыскательного  читателя, воспитанного на многоцветии высокохудожественных литературных приёмов, отличающих отечественную литературу, по полному праву занимающую одно из лидирующих мест в ряду мировой литературы.

Роман «Счастье за грош» покоряет — именно покоряет! — иначе, точнее тут и не скажешь — своей искромётной весёлостью, стремительной сменой событий и ситуаций, в круговороте которых оказываются его герои… Читатель с большой охотой и радостью втягивается в этот круговорот вслед за ними, и пребывает в нём до самой последней страницы этой нереальной, фантасмагоричной, но всё же такой убедительной, и по-своему правдивой — истории, что не замечает даже, как добирается до её финала…

Автор виртуозно завладевает вниманием читателя, которого делает своим союзником, в какой-то степени клевретом, благодаря мудрости и некоторой философской отстранённости нарратора — так на западный манер именуют нашего традиционного в контексте отечественной литературы рассказчика, что придаёт повествованию характер объективной хроники…

Да, да — повествованию присуща и летописная традиция, сложившаяся ещё в древнерусских литературных памятниках. Так пародия перерастает саму себя, жанрово обогащая и расцвечивая  ход непривычного, феерического повествования… Его также отличает и трикстерская, шутовская, скоморошеская интонация… А про персонажей можно уверенно сказать: «Им скоморошинка в рот попала!»

Безусловно, «Счастье за грош» — большая литературная удача, с которой я сердечно поздравляю автора! Ему удалось в потоке современных литературных пародий и сатирических памфлетов сохранить характеры современников, раскрыть их психологически точно, с любовью прорисовывая те детали, которые и формируют в конце-концов, драгоценное для каждого писателя читательское восприятие…

По решению автора и издательства роман ныне распространяется свободно и безвозмездно. Бойтесь пиратских подделок!

(рецензия опубликована в журнале Philosophia, #2 (12), 2021)

Об авторе: Столяров Олег Олегович. Родился в Москве в 1965 году. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Поэт, прозаик, драматург, переводчик, публицист, литературовед, историк мировой литературы, писатель-маринист, военный журналист. Автор нескольких десятков книг и сборников. Член ООО «Офицеры России», гвардии контр-адмирал. Президент Международной Академии Исследований и Развития (МАИР). Действительный участник Научного и творческого объединения «Северный ветер». Кандидат филологических наук, доцент. Член Союза писателей России и Московской городской организации Союза писателей России. С 2021 года один из ведущих дисциплины «Основы системного и критического мышления» при факультете комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, а также курса «Культура речи и деловое общение». Доцент кафедры управления безопасностью сложных систем РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина.


[1] Гаврилов Д.А. Счастье за грош: фантастический роман. М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2020.

[2] Из аннотации к изданию: «Нешуточные страсти разыграются на встрече бывших одноклассниц и одноклассников пятнадцать лет спустя. А если при этом иметь в запасе всякие полезные мелочи, то можно получить неоспоримое преимущество над соперницами в последней и решительной битве за любимого! Одного или даже нескольких сразу. Хотя, как говорится, на всякое действие, включая магическое, всегда найдётся противодействие… Дия Бурова — литературный псевдоним фантаста Дмитрия Анатольевича Гаврилова, под которым он «на спор», в качестве розыгрыша, написал несколько любовных мини-романов. Два из них были доступны в электронном виде — по подписке — заядлым посетительницам фэнтезийного ресурса «Призрачные миры»: «Лично Ваша» (2017), «Счастье за грош» (2018). Мужское имя «Дмитрий», то есть посвящённый богине Деметре и земле, было переделано автором в женское «Дия» (имя богини Земли в древнерусских поучениях против язычества), сходное по смыслу. По польской линии бабушка автора носила девичью фамилию Misiewicz, соответствующую русской — «Медведева», а поскольку медведя именуют «Бурый», так и получилась фамилия Бурова».