Ко дню рождения Владимира Фёдоровича Одоевского, первого из любомудров и «русского Фауста»

В ночь с 31 июля на 1 августа 1803 года (по юлианскому стилю) родился последний из длинного княжеского рода Одоевских, чья родословная восходит к легендарному Рюрику. Один из первых русских философов-космистов и председатель первого неформального философского кружка в России — «Общества любомудрия» (1823-1825). За юношескую тягу к мистицизму Гофмана и интерес к традициям оккультизма в молодые годы среди коллег-любомудров он прослыл «русским Фаустом».

«Философия» в буквальном переводе с греческого и есть «любовь к мудрости». Заглянем в «Толковый словарь Даля»:

«ЛЮБОМУДРИЕ ср. любомудрость жен. философия, наука отвлеченности или наука о невещественных причинах и действиях; наука достижения премудрости, ·т.е. понимание назначенья человека и долга его, слияния истины с любовью, любомудрый, любомудреный, к любомудрию относящийся; мудрости достигший. любомудрствовать, философствовать. Любомудр муж. любомудрец муж. философ, мудрец».

Ныне слово это устарело, но ещё среди учёных предшественников «любомудров» было в ходу. Например, у историка  Василия Никитича Татищева: «Это б не дивно, если бы кто за незнание, веря других неосновательным сказаниям, за истину принял, но удивительно весьма, что шведы в таковом изыскании древности великое тщание показывают и часто чрез их коллегию древностей такое любомудрому миру объявляют, чего б иначе о северных сыскать и знать неудобно было, а в сем обстоятельстве нечто сомнительное утверждают, что якобы готы, следственно и шведы, от скифов или татар произошли…» («История Российская», 1739-1750 г.).

Или — у философа Григория Савича Сковороды: «Философия требует увольнения от всех дел, а царедворец в делах или забавах потопляется. Царедворская пища помрачает любомудрое око». («Толкование из Плутарха о тишине сердца», 1766-1794 г.).

И не случайно для наименования, как оказалось, в пику греческому слову было избрано древнерусское. Заседания «Общества любомудров» проходили  на квартире Одоевского в Москве (Газетный переулок, дом 3). Молодые люди были приверженцами немецкого классического идеализма, читали и обсуждали Канта, Фихте, Шеллинга, Окена, Герреса и других, но отнюдь не «французских просветителей». «До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в образе французского говоруна XVIII века; посему-то мы для отличия и называем истинных философов любомудрами», — отмечал сам В.Ф. Одоевский.

На самороспуск любомудров повлияло восстание декабристов 1825 года, молодые люди сочли благоразумным «не нарываться на неприятности» со своим неформальным объединением. Однако жизненный опыт не прошёл даром, бывшие «любомудры» встали у истоков разных направлений русской социально-культурной мысли.

Большинство наших читателей Владимир Фёдорович известен как автор сказки «Городок в табакерке». Между тем фантастический роман Одоевского «4338 год» видится специалистам в качестве одного из первых произведений русского космизма.