Почти собран #2 журнала Рhilosophia за 2020 год. Анонс избранных материалов
Во втором номере нашего образовательного журнала за этот год будет представлено значительно больше статей, чем в прошлом. В разделе, неизменно посвящённом И.В. Гёте и его культурному влиянию на мир, можно будет прочитать прежде всего статью поэта, члена Союза писателей России и Московской городской организации СП РФ, доцента, кандидата филологических наук Олега Олеговича Столярова. «Кто вы, доктор Фауст? — Наследник тамплиеров?». «Кем был исторический доктор Фауст? Какими сверхъестественными способностями он обладал? Почему его фигура, начиная с эпохи Реформации, привлекала многих писателей? Чем руководствовался Гёте, выбрав Фауста главным героем своей бессмертной трагедии? И, наконец, что объединяет и объединяет ли фигуры исторического Фауста и самого Гёте с тамплиерами? Можно ли их считать наследниками тамплиеров и если – да, то на каком основании…» — из авторской аннотации к статье.
Педагог, преподаватель предметов «Литература», «История театра и кино», кандидат искусствоведения Марианна Юрьевна Сорвина продолжит тематику со статьёй «Героиня-загадка: влияние образа Миньоны И.В. Гете на русскую классику»: «И.В. Гёте создал просветительский роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Героиня романа, девушка Миньона, выступавшая в балагане и усыновленная Мейстером, преодолела границы романа и вошла в историю русской культуры. Многие русские авторы видели в Миньоне вечный образ – искусительницу, нищенку, святую. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Бунин писали о Миньоне стихи и прозу. Вероятно, причина заключалась в оригинальности образа, ведь Миньона была не только героиней, но и автором – она сочинила цикл красивых и таинственных песен. Кем была Миньона? Жертвой и несчастной сироткой или посланницей высших сил, абсолютным духом? Каждый мог видеть ее тем, чем хотел».
Педагог, преподаватель предмета «Народная культура», почётный работник общего образования, соучредитель Научного и творческого объединения «Северный ветер» Ольга Васильевна Розова представляет вниманию читателей исследование «Мотивы оборотничества в инициатических испытаниях древних германцев и славян». Как пишет автор работы: «Превращения в волшебных сказках, сагах, героическом эпосе славян и германцев встречаются настолько часто, что сложнее отыскать произведение, в котором не упоминался бы этот вид волшебства. Иванушка превращается в козлёночка, купеческая жена – в белую уточку, олениха – в красавицу-владычицу Королевства глубоких долин, жестокий юноша — в Змеиного короля, рыцарь-богатырь – в серого волка или медведя…великое множество фольклорных героев обнаруживают свойства оборотней. Популярная, как в прошлом, так и в наши дни тема оборотничества восходит в своих истоках к мифологической эпохе и древнейшим обрядам возрастных инициаций. При прохождении испытаний подросток должен был войти в «особое состояние изменённого сознания», потеряв себя прежнего и собственную индивидуальность, растворив индивидуальное сознание в «коллективном бессознательном» и отождествив себя с первопредком-тотемом. Что же происходило в процессе инициации с юношами и девушками, какие испытания соответствовали этому переходному рубежу человеческой жизни, как влияли результаты нелёгкого «экзамена» на их дальнейшую судьбу?» Попробуем вместе с автором погрузиться в «особое время», «особое место» и «особое состояние сознания»…
Тему архетипов народной культуры продолжит творческий тандем в лице кандидата филологических наук, профессора Школы–студии МХАТ им. А.П. Чехова, члена Союза писателей России и МГО Союза писателей России Натальи Степановны Ильющенко и уже упомянутого нами в самом начале, нового редактора журнала Philosophia (с этого номера) Олега Олеговича Столярова. Их совместный труд называется так: «Английский и немецкий литературный юмор. Сходства и различия (На примере жанров английских и немецких народных песен, баллад, лимериков, шванков и зонгов)». Авторы справедливо замечают: «Во все времена люди умели смеяться и видеть смешное. Однако именно тонкий английский юмор до сих пор славится во всем мире, занимая центральное место в культуре и системе социальных ценностей англичан. Им пронизаны все сферы жизни и культуры жителей «туманного Альбиона». Тем не менее в литературе английский юмор все еще остается не до конца изученной страницей истории. Его корни уходят в эпоху зарождения и формирования английской литературы как национально-самобытной литературы. Эта эпоха прежде всего характеризуется созданием фольклора и эпических произведений. Не менее интересное явление представляет и немецкий юмор. Он, в отличие от английского, не столь изящен и тонок, но, тем не менее, его живительная струя присуща многим произведениям немецкой литературы. В статье на примере английских и немецких народных и авторских баллад, песен, легенд, лимериков и зонгов изучается и сопоставляется природа комического, определяются особенности бессмыслицы (нонсенса) как литературного жанра. Авторы утверждают, что феномен английского и немецкого национальных характеров являются результатом синергии здравого смысла, рационализма и преуменьшения, с одной стороны, и абсурда, парадоксальности и эксцентричности, с другой».
К архетипам и бессознательному обращается в объёмной работе, которая, на самом деле, лишь краткая выжимка из его уникального объёмного двухтомного научного исследования, писатель, учредитель единственного зарегистрированного общероссийского славянского журнала о язычестве «Родноверие», один из основателей Вечевого центра, «действующего на постоянной основе совещания деятельных и влиятельных сторонников Традиционной культуры», Вадим Станиславович Казаков. Она называется «Навье царство. Краткий обзор исследования сновидений при помощи статистики». Как говорил Карл Густав Юнг: «Сон — это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаённые и сокровенные уголки души, и открывающаяся в космическую ночь.» Этот эпиграф автор предпосылает тексту и продолжает: «Пока я пишу эту статью, на Земле спят и видят сны около 2-х миллиардов человек. А если считать всех млекопитающих, птиц и рептилий, то количество спящих в эти минуты живых существ увеличится в несколько раз. Что мы знаем о снах? Только то, что они время от времени снятся. Ну, снятся и снятся. А для чего снятся? На этот вопрос большая часть человечества ответить не может. Не считая привычного объяснения, что сон-де является итогом дневных переживаний. Но так ли это на самом деле? И как это проверить?»
Писатель и переводчик, автор более двадцати популярных книг и бесчисленного множества статей в журналах Автор статей и переводов в журналах ещё с тех, советских времён — «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «За рубежом», «Наука и жизнь», «Техника — молодёжи», «Чудеса и приключения», «Юный техник» — Александр Викторович Волков открывает историческую рубрику с работой «Рождение Германии из духа крови». Из авторской аннотации: «Одним из самых интересных моментов истории человечества является смена цивилизаций, которая не попадает точно на смену тысячелетий, но ознаменовывает собой начало нового политико-культурного тысячелетия. Фактически это не смена времен, а рождение новой эры. Такой новой эрой стала победа германца Арминия над римлянином Варом в Тевтобургском лесу. Не человека над человеком, а одной системы жизни над другой. Так случилось, что наши современники больше помнят имена Цезаря, Брута, Антония – личностей, обозначивших своими деяниями золотой век Древнего Рима. Личность Публия Квинитилия Вара, как и личность его победителя Арминия, менее известна. Но возвращение к этим людям, творившим историю, дает нам многое для понимания истории Германии и истории всей Европы.»
Эстафету подхватывает Сергей Александрович Пивоваров, участник движения за языческое Возрождение c 1990-х годов, автор нескольких десятков полемических и научно-популярных статей на тему индоевропейской традиции и истории и книг: «Олег Вещий — Орвар-Одд. Путь восхождения» (Вече, 2018 — в соавторстве с Д.А. Гавриловым), «Первые русские князья. От Игоря Старого до Ярослава» (Вече, 2018), «Русь от каганата до Орды» (Вече, 2019) с исследованием «Первые контакты Германии и Руси. Влияние немцев на крещение и русско-немецкий союз при Ярополке и Владимире». Германия и Русь появились на карте Европы практически в одно время. Германия возникла в 843 г. по Верденскому разделу Франкского государство. А в 839 г. в Ингельхайм ко двору последнего Франкского императора Людовик Благочестивого прибыли послы «кагана росов». Первые контакты наших предков начались одновременно с появлением наших государств. Статья посвящена наиболее ранним и слабо освещённым русско-немецким контактам.
Поскольку сам Гёте твёрдо стоял на обеих ногах, как крупнейший поэт, драматург и гуманитарий, а также и крупный учёный-натуралист, мы решили открыть в журнале рубрику по философии науки, а также по системному и критическому мышлению. «Несмотря на невероятное богатство и глубину мысли творчества Гегеля и исторически огромное влияние его трудов на развитие человечества, этот великий философ до сих пор остается в значительной степени непонятым, что обусловлено как реальной недоступностью его диалектического метода для современного позитивитски предубежденного научного типа мышления, так и практическим отсутствием наглядно прослеженной и общественно признанной связи между диалектикой и современной наукой. Насущная необходимость навести крепкие мосты между гегелевской диалектикой и продвинутой наукой давно уже назрела и сегодня эта задача вполне разрешима,» — считает кандидат физико-математических наук, основатель универсального искусственного языка транслятора и классификатора идей Диал, наш иностранный корреспондент Валентин Викторович Куликов, соавтор книги «Великая симметрия Космоса» («Вече», 2020) и автор следующей статьи этого номера журнала «Гегель и фрактальная картина мира» (подробнее). Ранее на страницах этого портала было опубликовано эссе Валентина Викторовича Куликова, которое также явно представляет интерес для посвящённых в тематику.
С материалом «О вкладе германских специалистов XX века в эвристические методы решения творческих задач» во втором номере Philosophia за этот год представлено молодое поколение инженеров и учёных. Автору этой работы пока ещё двадцать три, а у него уже на счету полноценная книга «Сборника эвристических задач к курсу “Начала сильного мышления”. Часть 2». Юшин Алексей Олегович в 2019 году окончил бакалавриат Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (Факультет инженерной механики) и в 2021 году готовится завершить обучение в магистратуре. В 2019 году он с отличием освоил полный экспериментальный курс «Начала сильного мышления: Эвристика и развитие творческого воображения. Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач» при Факультете комплексной безопасности топливно-энергетического комплекса. В своей статье автор отдаёт должное незаслуженно забытым немецким разработчикам некоторых эвристических методов поиска эффективных решений нестандартных и междисциплинарных задач. В центре внимания «метод каталога» Фридриха Кунце, «конференция идей» Вернера Гильде и Клауса-Дитера Штарке, и «метод поискового конструирования» Рудольфа Коллера. Представлен разбор каждого метода на примере качественных задач из авторского сборника.
Эти и другие интересные статьи, материалы и очерки ищите на страницах журнала Philosophia #2 в декабре 2020 года.
P.S. При оформлении заставки к статье использована фотокопия картины неизвестного немецкого художника XIX века, «Фауст и Мефистофель играют в шахматы»