Почти собран #2 журнала Рhilosophia за 2020 год. Анонс избранных материалов

Во втором номере нашего образовательного журнала за этот год будет представлено значительно больше статей, чем в прошлом. В разделе, неизменно посвящённом И.В. Гёте и его культурному влиянию на мир, можно будет прочитать прежде всего статью поэта, члена Союза писателей России и Московской городской организации СП РФ, доцента, кандидата филологических наук Олега Олеговича Столярова. «Кто вы, доктор Фауст? Наследник тамплиеров?». «Кем был исторический доктор Фауст? Какими сверхъестественными способностями он обладал? Почему его фигура, начиная с эпохи Реформации, привлекала многих писателей? Чем руководствовался Гёте, выбрав Фауста главным героем своей бессмертной трагедии? И, наконец, что объединяет и объединяет ли фигуры исторического Фауста и самого Гёте с тамплиерами? Можно ли их считать наследниками тамплиеров и если – да, то на каком основании…» — из авторской аннотации к статье.

Педагог, преподаватель предметов «Литература», «История театра и кино», кандидат искусствоведения Марианна Юрьевна Сорвина продолжит тематику со статьёй «Героиня-загадка:  влияние образа Миньоны И.В. Гете на русскую классику»: «И.В. Гёте создал просветительский роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Героиня романа, девушка Миньона, выступавшая в балагане и усыновленная Мейстером, преодолела границы романа и вошла в историю русской культуры. Многие русские авторы видели в Миньоне вечный образ – искусительницу, нищенку, святую. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Бунин писали о Миньоне стихи и прозу. Вероятно, причина заключалась в оригинальности образа, ведь Миньона была не только героиней, но и автором – она сочинила цикл красивых и таинственных песен. Кем была Миньона? Жертвой и несчастной сироткой или посланницей высших сил, абсолютным духом? Каждый мог видеть ее тем, чем хотел».

Педагог, преподаватель предмета «Народная культура», почётный работник общего образования, соучредитель Научного и творческого объединения «Северный ветер» Ольга Васильевна Розова представляет вниманию читателей исследование «Мотивы оборотничества в инициатических испытаниях древних германцев и славян». Как пишет автор работы: «Превращения в волшебных сказках, сагах, героическом эпосе славян и германцев встречаются настолько часто, что сложнее отыскать произведение, в котором не упоминался бы этот вид волшебства. Иванушка превращается в козлёночка, купеческая жена – в белую уточку, олениха – в красавицу-владычицу Королевства глубоких долин, жестокий юноша — в Змеиного короля, рыцарь-богатырь – в серого волка или медведя…великое множество фольклорных героев обнаруживают свойства оборотней. Популярная, как в прошлом, так и в наши дни тема оборотничества восходит в своих истоках к мифологической эпохе и древнейшим обрядам возрастных инициаций.  При прохождении испытаний подросток должен был войти в «особое состояние изменённого сознания», потеряв себя прежнего и собственную индивидуальность, растворив индивидуальное сознание в «коллективном бессознательном» и отождествив себя с первопредком-тотемом. Что же происходило в процессе инициации с юношами и девушками, какие испытания соответствовали этому переходному рубежу человеческой жизни, как влияли результаты нелёгкого «экзамена» на их дальнейшую судьбу?» Попробуем вместе с автором погрузиться в «особое время», «особое место» и «особое состояние сознания»…

Тему архетипов народной культуры продолжит творческий тандем в лице кандидата филологических наук, профессора Школы–студии МХАТ им. А.П. Чехова, члена Союза писателей России и МГО Союза писателей России Натальи Степановны Ильющенко и уже упомянутого нами в самом начале, нового редактора журнала Philosophia (с этого номера) Олега Олеговича Столярова. Их совместный труд называется так: «Английский и немецкий литературный юмор. Сходства и различия (На примере жанров английских и немецких народных песен, баллад, лимериков, шванков и зонгов)». Авторы справедливо замечают: «Во все времена люди умели смеяться и видеть смешное. Однако именно тонкий английский юмор до сих пор славится во всем мире, занимая центральное место в культуре и системе социальных ценностей англичан. Им пронизаны все сферы жизни и культуры жителей «туманного Альбиона». Тем не менее в литературе английский юмор все еще остается не до конца изученной страницей истории. Его корни уходят в эпоху зарождения и формирования английской литературы как национально-самобытной литературы. Эта эпоха прежде всего характеризуется созданием фольклора и эпических произведений. Не менее интересное явление представляет и немецкий юмор. Он, в отличие от английского, не столь изящен и тонок, но, тем не менее, его живительная струя присуща многим произведениям немецкой литературы. В статье на примере английских и немецких народных и авторских баллад, песен, легенд, лимериков и зонгов изучается и сопоставляется природа комического, определяются особенности бессмыслицы (нонсенса) как литературного жанра. Авторы утверждают, что феномен английского и немецкого национальных характеров являются результатом синергии здравого смысла, рационализма и преуменьшения, с одной стороны, и абсурда, парадоксальности и эксцентричности, с другой».

К архетипам и бессознательному обращается в объёмной работе, которая, на самом деле, лишь краткая выжимка из его уникального объёмного двухтомного научного исследования, писатель, учредитель единственного зарегистрированного общероссийского славянского журнала о язычестве «Родноверие», один из основателей Вечевого центра, «действующего на постоянной основе совещания деятельных и влиятельных сторонников Традиционной культуры», Вадим Станиславович Казаков. Она называется «Навье царство. Краткий обзор исследования сновидений при помощи статистики». Как говорил Карл Густав Юнг: «Сон — это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаённые и сокровенные уголки души,  и открывающаяся в космическую ночь.» Этот эпиграф автор предпосылает тексту и продолжает: «Пока я пишу эту статью, на Земле спят и видят сны около 2-х миллиардов человек. А если считать всех млекопитающих, птиц и рептилий, то количество спящих в эти минуты живых существ увеличится в несколько раз. Что мы знаем о снах? Только то, что они время от времени снятся. Ну, снятся и снятся. А для чего снятся? На этот вопрос большая часть человечества ответить не может. Не считая привычного объяснения, что сон-де является итогом дневных переживаний. Но так ли это на самом деле? И как это проверить?»

Писатель и переводчик, автор более двадцати популярных книг и бесчисленного множества статей в журналах Автор статей и переводов в журналах ещё с тех, советских времён — «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «За рубежом», «Наука и жизнь», «Техника — молодёжи», «Чудеса и приключения», «Юный техник» — Александр Викторович Волков открывает историческую рубрику с работой «Рождение Германии из духа крови». Из авторской аннотации: «Одним из самых интересных моментов истории человечества является смена цивилизаций, которая не попадает точно на смену тысячелетий, но ознаменовывает собой начало нового политико-культурного тысячелетия. Фактически это не смена времен, а рождение новой эры. Такой новой эрой стала победа германца Арминия над римлянином Варом в Тевтобургском лесу. Не человека над человеком, а одной системы жизни над другой. Так случилось, что наши современники больше помнят имена Цезаря, Брута, Антония – личностей, обозначивших своими деяниями золотой век Древнего Рима. Личность Публия Квинитилия Вара, как и личность его победителя Арминия, менее известна. Но возвращение к этим людям, творившим историю, дает нам многое для понимания истории Германии и истории всей Европы.»

Эстафету подхватывает Сергей Александрович Пивоваров, участник движения за языческое Возрождение c 1990-х годов, автор нескольких десятков полемических и научно-популярных статей на тему индоевропейской традиции и истории и книг: «Олег Вещий — Орвар-Одд. Путь восхождения» (Вече, 2018 — в соавторстве с Д.А. Гавриловым), «Первые русские князья. От Игоря Старого до Ярослава» (Вече, 2018), «Русь от каганата до Орды» (Вече, 2019) с исследованием «Первые контакты Германии и Руси. Влияние немцев на крещение и русско-немецкий союз при Ярополке и Владимире». Германия и Русь появились на карте Европы практически в одно время. Германия возникла в 843 г. по Верденскому разделу Франкского государство. А в 839 г. в Ингельхайм ко двору последнего Франкского императора Людовик Благочестивого прибыли послы «кагана росов». Первые контакты наших предков начались одновременно с появлением наших государств. Статья посвящена наиболее ранним и слабо освещённым русско-немецким контактам.

Поскольку сам Гёте твёрдо стоял на обеих ногах, как крупнейший поэт, драматург и гуманитарий, а также и крупный учёный-натуралист, мы решили открыть в журнале рубрику по философии науки, а также по системному и критическому мышлению. «Несмотря на невероятное богатство и глубину мысли творчества Гегеля и исторически огромное влияние его трудов на развитие человечества, этот великий философ до сих пор остается в значительной степени непонятым, что обусловлено как реальной недоступностью его диалектического метода для современного позитивитски предубежденного научного типа мышления, так и практическим отсутствием наглядно прослеженной и общественно признанной связи между диалектикой и современной наукой. Насущная необходимость навести крепкие мосты между гегелевской диалектикой и продвинутой наукой давно уже назрела и сегодня эта задача вполне разрешима,» — считает кандидат физико-математических наук, основатель универсального искусственного языка транслятора и классификатора идей Диал, наш иностранный корреспондент Валентин Викторович Куликов, соавтор книги «Великая симметрия Космоса» («Вече», 2020) и автор следующей статьи этого номера журнала «Гегель и фрактальная картина мира» (подробнее). Ранее на страницах этого портала было опубликовано эссе Валентина Викторовича Куликова, которое также явно представляет интерес для посвящённых в тематику.

С материалом «О вкладе германских специалистов XX века в эвристические методы решения творческих задач» во втором номере Philosophia за этот год представлено молодое поколение инженеров и учёных. Автору этой работы пока ещё двадцать три, а у него уже на счету полноценная книга «Сборника эвристических задач к курсу “Начала сильного мышления”. Часть 2». Юшин Алексей Олегович в 2019 году окончил бакалавриат Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (Факультет инженерной механики) и в 2021 году готовится завершить обучение в магистратуре. В 2019 году он с отличием освоил полный экспериментальный курс «Начала сильного мышления: Эвристика и развитие творческого воображения. Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач» при Факультете комплексной безопасности топливно-энергетического комплекса. В своей статье автор отдаёт должное незаслуженно забытым немецким разработчикам некоторых эвристических методов поиска эффективных решений нестандартных и междисциплинарных задач. В центре внимания «метод каталога» Фридриха Кунце, «конференция идей» Вернера Гильде и Клауса-Дитера Штарке, и «метод поискового конструирования» Рудольфа Коллера. Представлен разбор каждого метода на примере качественных задач из авторского сборника.

Эти и другие интересные статьи, материалы и очерки ищите на страницах журнала Philosophia #2 в декабре 2020 года.

P.S. При оформлении заставки к статье использована фотокопия картины неизвестного немецкого художника XIX века, «Фауст и Мефистофель играют в шахматы»